Первые дошедшие до нас китайские пьесы датируются XIII в. Таким образом, драматургия в Китае появилась на целые тысячелетия позже, чем поэзия и художественная проза и нежели в других центрах древней цивилизации — Греции и Индии. Между тем известно, что сравнительно простые виды театральных представлений существовали в Китае по меньшей мере с VII в. Для некоторых из них, по-видимому, составлялись либретто, однако они не сохранились, известны лишь названия около тысячи представлений, позволяющие сделать вывод, что они носили в основном фарсовый характер и что героями их были выходцы из самых разных слоев общества. Особое распространение получили они в процветающих городах и монастырях эпохи Северная Сун (X—XII вв.) и назывались «смешанные представления» (цзацзюй).

Одновременно все более популярными становились различные виды сказов, песенной лирики и танцевальных сюит с пением. Во всех этих жанрах большую роль играло музыкальное со­провождение, во многих сочетались проза и стихи — черты, свойственные китайскому тради­ционному театру в любой его разновидности. Сказы, песни и танцы зачастую исполнялись в тех же балаганах, где игрались «смешанные представления», что не могло не способствовать взаим­ному обогащению этих видов искусства: сказители и певцы порой «входили в роль», пере­воплощались на время в героев исполняемых произведений, комические же сценки все чаще сопровождались музыкой и пением. Так создавался зрелый, синтетический вид театральных представлений, включавших в себя прозаические диалоги, поэтические арии и пантомиму. Продолжительные, с достаточно развитым сюжетом и немалым числом действующих лиц пред­ставления не могли более основываться только на импровизациях и заучивании «с голоса» — нужны были письменные тексты, т.е. драмы. Сначала они появились на Юге, до 1279 г. оста­вавшемся под властью китайской династии Сун; там их называли наньси («южные пьесы») или сивэнъ («театральные тексты»). На Севере, где правили сначала чжурчжэни, а с 1234 г. монголы, сформировался другой вид драматургии, сохранивший привычное название цзацзюй. Этот жанр, господствовавший на протяжении всего правления монгольской династии Юань (1271—1368), и приобрел у потомков славу под названием «юаньская драма». Когда монголы завершили поко­рение империи Южная Сун, «смешанные представления» стали на какое-то время доминиро­вать и в культурной жизни городов южной части страны настолько, что ранние формы дра­матургии наньси были забыты. Лишь в нынешнем столетии случайно были найдены тексты трех южных пьес XIII — начала XIV в. Несмотря на недостаточную литературную отделанность, в них подкупают правдоподобие и драматизм ситуаций, свобода композиции, живость языка, неиз­менное сочувствие безымянных авторов слабым и обиженным.

Объясняя факт расцвета драматургического творчества в тот период, следует учесть, что мон­гольские правители поначалу не стали широко привлекать на службу китайскую служилую элиту: в течение нескольких десятилетий не функционировала система экзаменов — главный способ пополнения ее рядов. Китайскому интеллигенту, который раньше занимал, как правило, видный служебный пост, теперь доставались лишь малозначительные и плохо оплачиваемые должности.

И хотя к концу правления династии Юань прежние порядки были восстановлены, но длившиеся многие десятилетия падение престижа служилой интеллигенции и ухудшение ее статуса имели одним из последствий явный упадок «высоких» жанров литературы — пяти- и семисложного стиха ши, пе­сенной лирики цы, ритмизованной прозы и новеллы на ли­тературном языке. Их место на авансцене культурной жизни заняли демократические, использовавшие живой разговор­ный язык жанры, прежде всего драматургические и повест­вовательные. Они начали набирать силу уже при Сунах, но тогда еще считались низменными, недостойными внимания людей просвещенных. Теперь же многие выходцы из ранее привилегированных сословий — в поисках заработка или возможностей самовыражения — обратились к этим жанрам, привнеся в них свою начитанность в классике и литературное мастерство.

Благодаря развитию книгопечатания в то время знавшие начатки грамоты могли купить дешевые, с упрощенными начертаниями иероглифов изда­ния прозы и стихов, материалы для которых поставляли «книжные об­щества» — объединения литераторов-профессионалов типа ремесленных цехов. Наряду с на­родными повестями, сказками и сборниками песен эти общества производили если не всю, то значительную часть драматургической продукции. Количественно она была огромна: известны названия около 750 пьес в жанре цзацзюй (созданы на протяжении XIII—XIV вв.), из которых сохранилось примерно 160. Правда, главным образом в поздних (XV—XVII вв.) редакциях, а в тех 30 пьесах, тексты которых несомненно относятся к юаньскому времени, диалоги сильно сокращены или полностью отсутствуют. Исключительно широк и выбор тем и сюжетов. Острые коллизии окружающей действительности, события далекого и близкого прошлого, даосские и буддийские легенды, народные предания оживали в ярких образах на многочисленных театральных подмостках в городах и на сценических площадках при сельских храмах. Исто­рические сочинения, сборники литературных новелл и простонародных повестей, философские притчи, поэмы знаменитых стихотворцев — все служило исходным материалом для творческого воображения драматургов, сплошь и рядом становясь затем источником новых произведений в других жанрах.

Автор: В.Ф. Сорокин

 

Продолжение здесь.

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100