Исследуемый нами период (конец III в. до н. э. — начало III в. н. э.) — это период существования на территории Китая гигантских деспотий Цинь и Хань, эпоха политической консолидации ранее раздробленной страны. Уже в III в. до н. э. в Китае возникла необходимость в создании сильной централизованной власти, которая бы способствовала укреплению господства имущественной знати из среды богатых общинников и торговцев, обеспечила бы безопасность границ, захват новых земель и рабов, создала бы условия для развития торговли и ремесел. Так появилась империя Цинь, которую на рубеже III — II вв. до н. э. сменила Ханьская империя, просуществовавшая до 220 г. н. э.
Объединенный Китай конца III в. до н. э. — начала III в. н. э. представлял собой гигантскую и могучую державу, рядом с которой можно было бы поставить лишь Римскую империю и Парфию. Население ее приближалось к шестидесяти миллионам Ряд успешных войн не только устранил угрозу границам Китая со стороны кочевых племен, но и привел к значительному расширению территории Китая, в который входили тогда Северная Корея, Северный Вьетнам и обширные области в Центральной Азии. Постепенно совершенствовалась техника земледелия и ремесла, все большее распространение получали орудия из железа — китайское железо считалось тогда лучшим в мире. На добыче со ли и металлов, в ткацких мастерских, особенно государственных, были заняты тысячи людей. Ликвидация внутренней раздробленности вызвала бурное развитие торговли. «Богатые торговцы и крупные купцы, — писал историк того времени Бань Гу, — растеклись повсюду [на территории] Поднебесной. Не было таких товаров, которые не проникали бы повсеместно. Каждый мог получить все, что хотел» .
Экономический и политический подъем вызвал к жизни расцвет науки и искусства. Именно к этой эпохе относятся такие замечательные изобретения древности, как бумага, компас, сейсмограф. Авторская литературная поэзия, зародившаяся только в IV в. до н. э., достигла в эпоху Хань значительного подъема — творчество таких одических поэтов, как Цзя И (201—169 гг. до н. э.) к Сыма Сян-жу (179—118 гг. до н. э.), по праву занимает видное место в истории китайской поэзии. Возникла наука филология. Из отдельных фрагментов постепенно начала создаваться теория литера туры. Хорошо известны многочисленные философские, политические и экономические трактаты того времени, исторические сочинения. Именно в эту эпоху творили «отец китайской историографии» Сыма Цянь (145— 86 гг. до н. э.) и его последователь Бань Гу (32—92 гг.), знаменитый мыслитель-материалист Ван Чун (пример но 27—100 гг.). В ханьскую эпоху была создана и об ширная прозаическая художественная литература: по свидетельству Чжан Хэна (77—139 гг.), только из-под кисти некоего Юй Чу вышло «девятьсот [свитков] повествований» (сяошо). К сожалению, эти сочинения утеряны; в «Истории династии Хань» Бань Гу мы находим лишь краткий перечень наиболее популярных из них.
Характер социальной организации этого могущественного государства не совсем ясен. Одни ученые (например, Фань Вэнь-лань, Цзянь Бо-цзань, Люй Чжэнь-юй и др.) причисляют ханьский Китай к феодальной формации, другие (большинство советских историков, Шан Юэ, Ван Чжун-ло) считают китайское общество в этот период рабовладельческим, наконец, третьи говорят о существовании в Китае и других древних государствах Востока «азиатского способа производства». Не нам здесь решать этот вопрос. Не прибегая поэтому к дефинициям, скажем лишь, что в III в. до н. э. — III в. н. э. рабовладение в Китае получило значительное развитие. При циньской монархии, оказавшейся столь недолговечной, здесь впервые отмечено существование рынков рабов. А уже на рубеже нашей эры императоры (Ай-ди, Ван Ман) вынуждены принимать особые меры, чтобы как-то ограничить частное рабовладение, рост которого подрывал экономику и обороноспособность страны.
Рабовладение преимущественно развивалось не в «основной» сфере производства — земледелии, а во «второстепенных» — торговле и ремеслах. Широко применялся рабский труд и в строительстве различных сооружений. В то же время абсолютное большинство крестьян составляли, судя по всему, свободные общинники. Существование самоуправляющейся сельской общины налагало заметный отпечаток на всю общественную жизнь древнего Китая. И хотя в рассматриваемый на ми период община перестала быть земельным собственником, она сохраняла определенную идеологическую (точнее — культовую), организационную и хозяйственную общность своих членов6, а ее руководители нередко играли важную роль в политической жизни страны.
Автор: И.С. Лисевич
Продолжение здесь.