Исследуемый  нами  период  (конец  III  в.  до  н.  э.  —  начало  III  в.  н.  э.)  —  это  период  существования  на  территории  Китая  гигантских  деспотий  Цинь  и  Хань,  эпоха  политической консолидации ранее раздробленной страны. Уже  в  III  в.  до  н.  э.  в  Китае  возникла  необходимость  в  создании  сильной  централизованной  власти,  которая  бы  способствовала  укреплению  господства  имущественной  знати  из  среды  богатых  общинников  и  торговцев,  обеспечила  бы  безопасность  границ,  захват  новых  земель  и  рабов,  создала  бы  условия  для  развития  торговли  и  ремесел.  Так  появилась  империя  Цинь,  которую  на  рубеже  III — II  вв.  до  н.  э.  сменила  Ханьская  империя,  просуществовавшая до 220 г. н. э.

Объединенный  Китай  конца  III  в.  до  н.  э.  —  начала  III  в.  н.  э.  представлял  собой  гигантскую  и  могучую  державу,  рядом  с  которой  можно  было  бы  поставить  лишь  Римскую  империю  и  Парфию.  Население  ее  приближалось  к  шестидесяти  миллионам  Ряд  успешных  войн  не  только  устранил  угрозу  границам  Китая  со  стороны  кочевых  племен,  но  и  привел  к  значительному  расширению  территории  Китая,  в  который  входили  тогда  Северная  Корея,  Северный  Вьетнам  и  обширные  области  в  Центральной  Азии.  Постепенно  совершенствовалась  техника  земледелия  и  ремесла,  все  большее  распространение получали орудия из железа — китайское железо  считалось  тогда  лучшим  в  мире.  На  добыче  со­ ли  и  металлов,  в  ткацких  мастерских,  особенно  государственных,  были  заняты  тысячи  людей.  Ликвидация  внутренней  раздробленности  вызвала  бурное  развитие  торговли.  «Богатые торговцы  и  крупные  купцы,  —  писал  историк  того  времени  Бань  Гу,  —  растеклись  повсюду  [на  территории]  Поднебесной.  Не было  таких  товаров,  которые  не  проникали  бы  повсеместно.  Каждый  мог  получить все, что хотел» .

Экономический  и  политический  подъем  вызвал  к  жизни  расцвет  науки  и  искусства.  Именно  к  этой  эпохе  относятся  такие  замечательные  изобретения  древности,  как  бумага,  компас,  сейсмограф.  Авторская  литературная  поэзия,  зародившаяся  только  в  IV  в.  до  н.  э.,  достигла  в  эпоху  Хань  значительного  подъема  —  творчество  таких  одических  поэтов,  как  Цзя  И  (201—169  гг.  до  н.  э.)  к  Сыма  Сян-жу  (179—118  гг.  до  н.  э.),  по  праву  занимает  видное  место  в  истории  китайской  поэзии.  Возникла  наука  филология.  Из  отдельных  фрагментов  постепенно  начала  создаваться  теория  литера­ туры.  Хорошо  известны  многочисленные  философские,  политические  и  экономические  трактаты  того  времени,  исторические  сочинения.  Именно  в  эту  эпоху  творили  «отец  китайской  историографии»  Сыма  Цянь  (145—  86  гг.  до  н.  э.)  и  его  последователь  Бань  Гу  (32—92  гг.),  знаменитый  мыслитель-материалист  Ван  Чун  (пример­ но  27—100  гг.).  В  ханьскую  эпоху  была  создана  и  об­ ширная  прозаическая  художественная  литература:  по  свидетельству  Чжан  Хэна  (77—139  гг.),  только  из-под  кисти  некоего  Юй  Чу  вышло  «девятьсот  [свитков]  повествований»  (сяошо).  К  сожалению,  эти  сочинения  утеряны;  в  «Истории  династии  Хань»  Бань  Гу  мы  находим  лишь  краткий  перечень  наиболее  популярных  из  них.

Характер  социальной  организации  этого  могущественного  государства  не  совсем  ясен.  Одни  ученые  (например,  Фань  Вэнь-лань,  Цзянь  Бо-цзань,  Люй  Чжэнь-юй  и  др.)  причисляют  ханьский  Китай  к  феодальной  формации, другие (большинство советских историков, Шан  Юэ,  Ван  Чжун-ло)  считают  китайское  общество  в  этот  период  рабовладельческим,  наконец,  третьи  говорят  о  существовании  в  Китае  и  других  древних  государствах  Востока  «азиатского  способа  производства».  Не  нам  здесь  решать  этот  вопрос.  Не  прибегая  поэтому  к  дефинициям,  скажем  лишь,  что  в  III  в.  до  н.  э.  —  III  в.  н.  э.  рабовладение  в  Китае  получило  значительное  развитие.  При  циньской  монархии,  оказавшейся  столь  недолговечной,  здесь  впервые  отмечено  существование  рынков  рабов.  А  уже  на  рубеже  нашей  эры  императоры  (Ай-ди,  Ван  Ман)  вынуждены  принимать  особые  меры,  чтобы  как-то  ограничить  частное  рабовладение,  рост  которого  подрывал  экономику  и  обороноспособность страны.

Рабовладение  преимущественно  развивалось  не  в  «основной»  сфере  производства  —  земледелии,  а  во  «второстепенных»  —  торговле  и  ремеслах.  Широко  применялся  рабский  труд  и  в  строительстве  различных  сооружений.  В  то  же  время  абсолютное  большинство  крестьян  составляли,  судя  по  всему,  свободные  общинники.  Существование  самоуправляющейся  сельской  общины  налагало  заметный  отпечаток  на  всю  общественную  жизнь  древнего  Китая.  И  хотя  в  рассматриваемый  на­ ми  период  община  перестала  быть  земельным  собственником,  она  сохраняла  определенную  идеологическую  (точнее  —  культовую),  организационную  и  хозяйственную  общность  своих  членов6,  а  ее  руководители  нередко играли важную роль в политической жизни страны.

Автор: И.С. Лисевич

 

Продолжение здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100