Обращает  на  себя  внимание  и  следующее  обстоятельство.  Уже  в  6  г.  до  н.  э.  Музыкальная  Палата  была  реорганизована  императором  Ай-ди,  обеспокоенным  «безнравственностью»  народных  песен.  Было  сохранено  лишь  отделение,  ведающее  культовыми  песнопениями  (Тайюэ).  В  конце  II  в.  и  оно  прекратило  свое  существование. Однако  известно,  что  большинство  дошедших  до  нас  древних  юэфу  относится  к  периоду  Поздних  Ханей,  т.  е.  было  собрано  после  реформы  Ай-ди.  Из  этого  можно  заключить,  что  народные  песни  не  в  меньшей,  если  не  в  большей  степени  записывались  и  распространялись  частными  собирателями.  Действительно,  в  «Истории  Позднеханьской  династии»  говорится,  например,  о  случае,  когда  один  из  мелких  провинциальных  чиновников  через  правителя  области  представил  императору  Мин-ди  (58—76  гг.)  свои  записи  и  переводы  песен  южных  варваров.  Интересные  сведения  о  некоторых  песнях  того  времени  мы  получаем  из  трактата  известного  поэта  II  в.  Цай  Юна.  Да  и  вообще,  наиболее  древние  источники,  из  которых  мы  можем  узнать  о  ханьских  юэфу,  —  это  сочинения  людей,  не  имевших  непосредственного  отношения  к  Музыкальной  Палате,  таких,  как  Цуй  Бао,  Ван  Сэн-цянь  и  др.  Иначе  говоря,  своим  знанием  древней  китайской  песни  мы  обязаны  как  поэтам  Музыкальной Палаты, так и частным собирателям.

До  наших  дней  дошло  несколько  сот  текстов  народных  юэфу.  Датировать  их  трудно.  Некоторую  помощь  оказывают  здесь  встречающиеся  в  них  конкретные  реалии  или  данные  древних  источников,  но  такие  произведения  составляют  лишь  незначительную  часть  от  общей  массы.  Грубо  говоря,  можно  считать,  что  подавляющее  большинство  песен  было  записано  во  II  в.  до  н.  э.  —  II  в.  н.  э.  Однако  есть  произведения,  время  записи  которых лежит уже за границами этого периода (например, «Стихи  о  жене  Цзяо  Чжун-цина»).  К  тому  же  период  письменной  фиксации  отнюдь  не  равнозначен  периоду  устного  бытования  песен.  Последние  могли  долгое  время  передаваться  устно,  прежде  чем  стали  известны  поэтам  Музыкальной  Палаты,  а  затем  по-прежнему  продолжали  жить  в  народе.  И  хотя  мы  рассматриваем  древние  юэфу  как  песенный  фольклор  эпох  Цинь  и  Хань,  т.  е.  периода  объединения  Китая  (конец  III  в.  до  н.  э.  —  начало  III  в.  н.  э.),  в  действительности  они  выходят  за  эти рамки.

Автор: И.С. Лисевич

 

Предыдущая статья здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100