Находки в курганах с мерзлотой дают возможность достаточно полно говорить об изобразительном искусстве пазырыкского населения. Из найденного в захоронениях больше всего предметов декоративного искусства. В распоряжении исследователей находятся уникальные войлочные изделия с художественными аппликациями и вышитыми узорами.

Поскольку войлок – это обычный продукт производства скотоводов, можно полагать, что подобные изделия имелись и в других курганах скифо-сибирского мира, только они не дошли до нас. Из войлока делали художественные многоцветные ковры разных размеров, обувь, одежду (вплоть до чулок), чепраки для коней, войлочные подвески к седлам в виде рыб, волков и т. д.

Многочисленные скульптурные деревянные украшения конского набора, головных уборов отличаются художественностью и живостью изображения. В основном они выполнены в скифо-сибирском зверином стиле. В деревянной скульптуре отдельные детали (рога оленей, крылья птиц и грифонов) делали из твердой кожи. Сцены борьбы зверей можно было бы принять за картинки из реальной жизни, настолько они правдивы. Но все эти сцены и сами изображенные животные имели мифологическую основу. Особенно часто изображали мифического животного – грифона, соединяющего в себе черты кошачьего хищника и рогатого оленя с клювом птицы.

В эпоху распада родового строя и зарождения государства в обществе обычно возрастает интерес к героическому эпосу, порожденному жизнью, богатой военными событиями. Как правило, героические поэмы пели сказители под звучание музыкальных инструментов. В двух «царских» курганах сохранились четырехструнные инструменты местного изготовления – типа арфы. Вероятно, под их звуки напевно вели свой рассказ местные акыны, и в их сказаниях оживали те фантастические и реальные животные, которые так любовно воспроизведены в дереве и в войлочных изделиях.

Высокоразвитое искусство, реалистическое по своей форме и мифологическое по своему содержанию, исчезло после того, как значительная часть обитателей этих мест и носителей этой культуры ушла на север и в Среднюю Азию, а сюда пришли хунну, культура которых приобрела первостепенное значения в следующий период развития населения Алтая.

 

 

          Авторы: Татьяна Николаевна Троицкая, Андрей Владиленович Новиков

         Начало цикла статей о пазырыкской культуре здесь.

 

 

 

 

 

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100