Из тридцати кизыльских онгонов, описанных Клеменцом, семь безусловно и явно изображают диких животных. Это:

1) лиса, которую кормили вареной рыбой;

2) медведь, которого кормили салом, черемуховой корой и растением Heracleum barbatum - растение, действительно любимое медведем. Этот же онгон встречается у качинцев и других минуcинцев;

3) колонок;

4) белка; кормили молоком;

5) заяц, хозан или ингарха; этот онгон по происхождению своему не кизыльский; качинцы тоже не считают его своим и уверяют, что он перешел к ним от сагайцев;

6) тетеревы; их пара, кормили их хлебными зернами;

7) змея; кормили ее салом и вином.

Эти семь кизыльских онгонов сохранили как имя животного, так и его материал — шкуру, а в известной степени также и форму. Так, лекан лисы представляет собою два сшитых вместе концами куска лисьей шкуры; медведь — прикрепленный к палочке кусок медвежьей и конской кожи, снятой с передней правой ноги животного; колонок — колонковая шкурка, перехваченная черной тесьмой; белка — беличья шкурка или беличий хвост. Тетерев — деревянные модели двух птичек; на местах крыльев и хвоста воткнуты птичьи перья (рис. 1).

Рис 1. Онгон тетерева

 В лекане змеи нет никакого материала, взятого от самой змеи; он сшит из черной ткани, но имеет внешнее подобие змеи, точнее трех змей, каждая с двумя бисеринками вместо глаз. В культе этот лекан змеи закапывали потом в змеиную нору. В лекане зайца имеются от этого зверька только два заячьих уха, вообще же это палка с развилкой, длиной около 1 м, с привешенными прядями конских волос, заплетенными в косы. В коллекции Н. М. Мартьянова в Минусинском музее имелись еще кизыльские деревянные онгоны ястреба и кукушки (рис. 2).

Рис. 2. Онгоны ястреба и кукушки

Прочие онгоны кизыльцев не сохранили своих животных имен, но возможно, что кузэнь — имя животного (возможно, это хорёк); по крайней мере он делается из хорьковой шкуры с двумя синими корольками вместо глаз. Тамха-чичжан — полоска из паховины дикой козы в форме хвостика; кормили молоком. Мех дикой козы встречаем еще и в других леканах: улуг, буквально большой; это полоска белого меха с грудины дикой козы, с голубой бусиной на верхнем своем конце, прикреплена к прямой палочке. Моин, собственно — шея-онгон, полоска паховины дикой козы, с красной перевязкой, на палочке. Чэдим — белая козлиная шкура с двумя поясками. Тегир-ам — две полоски козьего меха, сшитые вместе концами и перевязанные красными поясками; это не древний онгон, и память о введшем культ его кизыльском шамане еще сохранилась, но, конечно, он был сделан в традиционном стиле старых онгонов вообще. Тангаза — шесть полосок козьего меха, перевязанных красными и черными поясками. Кигиз — лоскуток козьего меха с двумя корольками, перевязанный красной лентой, Ась — две полоски козьего меха. Кусочки лисьего меха входят в состав онгона, но центральная часть его в изображениях двух берез, сделанных красной краской на четырехугольной тряпочке: одна береза растет вверх, а другая вниз. Лисий же мех в онгоне тобон и др. При переходе от зооморфных онгонов к антропоморфным мех стали рассматривать, как одежду человекообразного онгона.

Кроме меха и перьев, материалом кизыльских леканов служат лоскутки тканей, в одном случае сшитые в виде местной женской рубашки; четырехугольные лоскутки красного ситца и парчи и т. п. Встречается еще в качестве материала дерево, особенно береза: березовая развилка, обозначающая, по-видимому, две ноги птицы или человека, березовая палочка, связка прутиков, конские волосы. Об изображениях двух берез мы уже сказали. Один кизыльский онгон носит и имя дерева, это — пэзых-агаш и чобыс-агаш, буквально: низкое и высокое дерево.

Некоторые кизыльские леканы, сделанные из палочек и лоскутков, явно должны изображать фигуры людей. Так, чогарка представляет собою двух дев сестер, старшую и младшую; тобон понимается, как «два шайтана»; так как тобон в монгольском языке означает «пять», то Клеменц предполагает, что тут прежде было пять фигур.

 

Автор: Д.К. Зеленин

 

Предыдущая статья здесь. Продолжение здесь.

 

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100