
У самых различных народов Сибири были прежде широко распространены так называемые «идолы», «истуканы», «кумиры» или «болваны», изображающие животных и людей. Это были или грубые скульптурные изваяния из дерева, камня, кости, металла, травы, даже из земли (из «грязи») и снега; или чучела из шкур, перьев и шерсти, или куклы из тряпок, или, наконец, вырезанные из ткани, кожи, либо нарисованные на ткани или коже фигуры.

Из тридцати кизыльских онгонов, описанных Клеменцом, семь безусловно и явно изображают диких животных.

1) Белка; кроме кизыльцев, набитая сеном шкурка белки отмечена в качестве онгона у сагайцев, у ойротов: летняя белка в лагере охотников тубаларов под деревом, у бурят, охотничьи онгоны-белки у юраков.

Змея — одно из наиболее частых изображений в сибирских онгонах. Мы уже видели ее у кизыльцев. У тувинцев (сойотов) онгон моос, т. е. змей, или хара ирень, черный онгон — обшитое коричневой или красной бумажной тканью войлочное изображение змеи с открытою пастью; длина змеи 32.5 см; вешается в юрте во время камлания. У них же десятиглавая змея в 50 см дл. и 7 см в диаметре (близ головы) подвешивается в юрте в положении летящей.

Орел, ворон и коршун часто встречались как леканы онгонов у тунгусов. Ворон также и у остяков. Сокол — охотничий онгон у остяков, у ойротов.