При строительстве новой столицы - города Хэйан в основу ее был положен тот же принцип планировки, что и в прежней, с центральной осевой дорогой, которая вела к императорскому дворцу. Дворец олицетворял центр государственной, социальной и культурной жизни. В реконструкции XVIII века сохранился хэйанский императорский дворец, позволяющий достаточно полно представить себе и ансамбль в целом и каждую его часть, а соответственно и основные принципы всей архитектуры синдэн-дзукури.

Ядром ансамбля был тронный зал - Сисиндэн, перед ним с южной стороны располагался большой церемониальный двор, засыпанный белой галькой. Широкая лестница соединяла двор с интерьером Сисиндэна. По сторонам ее в невысокой бамбуковой ограде росли два деревца - мандариновое и вишневое, образуя выразительные пластические объемы, фланкировавшие вход в зал. Строгая и простая в своей основе композиция раскрывала внутреннюю значительность пространства двора без единой фиксирующей вертикали.

Сисиндэн императорского дворца. Х-ХII вв. (реконструкция XVIII в.). Киото

К северо-западному углу тронного зала примыкали личные покои императора, так называемый Сэйрёдэн, а с восточной стороны начинался пейзажный сад. Центром его было искусственное озеро с островами, а за ним - скалы с водопадом и невысокие искусственные холмы. Исполненный с учетом изменений во все времена года, изысканный по очертаниям холмов и дорожек, наполненный благоуханием весенних цветов и поражающий щемящей картиной угасания природы поздней осенью, сад был и картиной для любования и местом развлечений, он органично включался в пространственную концепцию дворца и соответствовал укладу жизни его обитателей.

По типу императорского дворца строились жилые дома хэйанской аристократии с несколько упрощенной, но строго фиксированной композиционной схемой. Они отличались простотой и известной непритязательностью. Представления о роскоши, комфорте связывались главным образом с качеством отделки, подбором различных пород дерева, немногими, но изысканными предметами убранства. Обычай сидеть и спать на полу, минимальное количество мебели, сама нестабильность внутреннего помещения дома создавали специфические условия быта, жизненного уклада, взаимоотношений человека и окружающего его предметного мира.

Чтобы проникнуть в образный смысл хэйанского искусства, надо попытаться мысленно представить себе уклад жизни, мир чувств этих людей, ибо отличительной чертой всей хэйанской культуры было проникновение в суть всего через чувство, через переживание красоты.

Сущность бытия (природы, предметного мира) раскрывалась в первую очередь через эту единственную грань. Но, окрашенное идущим от буддизма ощущением иллюзорности, эфемерности мира, чувство красоты лишено было открытой жизнерадостности. Напротив, оно заключало в себе момент быстротечности: красота раскрывалась как бы в своей высшей точке и потому ощущалась как мгновенная, едва уловимая и преходящая, готовая в следующий миг исчезнуть бесследно. Отсюда вырастал и сам тип отношения к миру - любование (из которого впоследствии развилось религиозное созерцание).

Любование - это не просто наблюдение, «смотрение», но обязательно переживание, острое восприятие всеми чувствами - зрением, слухом, обонянием и даже осязанием. Эмоциональное отношение к миру, сплавленное в буддийской идеей бренности и иллюзорности бытия, послужило основой такого специфического понятия хэйанской эстетики, как моно-но-аварэ (грустное очарование вещей).

Язык подлинной эмоции - это поэзия, и истинное наслаждение человек может получить, лишь найдя адекватные своему волнению образы, в которых как бы останавливается, задерживается в магической формуле слов внезапно открывшаяся и ускользающая красота. Период Хэйан - время высокого расцвета лирической поэзии, развивавшейся в форме короткого стихотворения, так называемого танка. Тот же культ чувства, передача не действия, но определенного эмоционального состояния путем изысканных цветосочетаний, спокойного, певуче-музыкального ритма лежит в основе хэйанской светской живописи.

       Автор: Н.С. Николаева   

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

 

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100