С распространением чайных церемоний все большее число керамических центров начинает выпускать специальные чашки для чая, культивируя в пределах требований эстетики чайного культа собственную стилистику своих изделий. Большой популярностью пользовались в конце XVI века изделия печей на острове Кюсю, известные под названием Карацу, и вновь возникших в провинции Мино печей, выпускавших керамику, обозначаемую как Сино, Орибэ и др.
Особой любовью «мастеров чая», в том числе и самого Сэн-но-Рикю, пользовалась так называемая керамика Раку, вылеплявшаяся от руки, без гончарного круга, и покрытая, как правило, однотонной глазурью. Единство красоты и утилитарности привлекало к этим изделиям приверженцев чайного культа, в том числе художников, которые, не будучи профессиональными керамистами, стремились в разнообразных видах творчества выразить свое ощущение прекрасного.
Керамическая чашка для чайной церемонии. Токио, частное собрание. Начало XVII в.
Одним из них был прославленный Хоннами Коэцу (1558 - 1637), известный также как живописец, каллиграф и мастер лаков.
Коэцу был автором многих чашек для чайных церемоний, но среди них есть одна, названная художником «Фудзи-сан», которая считается национальным сокровищем Японии. Образное сопоставление со знаменитой горой не зрительно-наглядное, но ассоциативное: здесь скорее образ горы в его метафорическом преображении поэзией, чем образ реальный. Фудзи становится олицетворением необыкновенной, ни с чем не сравнимой красоты. Художник взял обычную для изделий Раку цилиндрическую форму и покрыл ее глазурью редкостных оттенков: желтовато-розовая наверху, она чуть темнеет к середине тулова, потом переходит в густо-коричневую, а в нижней части опять светлеет, обретая серовато-песочный цвет. Эти переходы неодинаковы с разных сторон, чашка меняется при каждом повороте, неопределенность ее декора подобна красоте природы, затянутого дымкой горного пейзажа, где все скорее угадывается, чем точно различается.
Историческая реальность того периода, когда создавалась и получала распространение чайная церемония, была полна военных столкновений, грабежей и предательства, контрастов безудержной власти и богатства, с одной стороны, бесправия и нищеты - с другой.
Автор: Н.С. Николаева