С распространением чайных церемоний все большее число  керамических центров начинает выпускать специальные чашки для чая,  культивируя в пределах требований эстетики чайного культа собственную стилистику своих изделий. Большой популярностью пользовались в  конце XVI века изделия печей на острове Кюсю, известные под названием Карацу, и вновь возникших в  провинции Мино печей, выпускавших керамику, обозначаемую как Сино, Орибэ и др.

Особой любовью  «мастеров чая», в том числе и самого Сэн-но-Рикю, пользовалась так называемая керамика Раку,  вылеплявшаяся от руки, без гончарного круга, и покрытая, как правило,  однотонной глазурью. Единство красоты и утилитарности привлекало к этим изделиям приверженцев чайного культа, в том числе художников, которые, не будучи  профессиональными керамистами, стремились в разнообразных видах творчества выразить свое ощущение  прекрасного.

Керамическая чашка для чайной церемонии. Токио, частное собрание. Начало XVII в.      

Одним из них был прославленный Хоннами Коэцу (1558 - 1637),  известный также как живописец, каллиграф и мастер лаков.

Коэцу был автором многих чашек для чайных церемоний, но среди них есть одна, названная художником «Фудзи-сан», которая считается  национальным сокровищем Японии. Образное сопоставление со  знаменитой горой не  зрительно-наглядное, но ассоциативное: здесь скорее образ горы в его метафорическом преображении поэзией, чем образ реальный. Фудзи становится олицетворением необыкновенной, ни с чем не сравнимой красоты.  Художник взял обычную для изделий Раку цилиндрическую форму и  покрыл ее глазурью редкостных  оттенков: желтовато-розовая наверху, она чуть темнеет к середине тулова, потом переходит в густо-коричневую, а в нижней части опять  светлеет, обретая серовато-песочный цвет. Эти переходы неодинаковы с разных сторон, чашка меняется при каждом повороте,  неопределенность ее декора подобна красоте природы, затянутого дымкой  горного пейзажа, где все скорее угадывается, чем точно различается.

Историческая реальность того периода, когда создавалась и получала распространение чайная церемония, была полна военных столкновений, грабежей и предательства, контрастов безудержной власти и  богатства, с одной стороны, бесправия и нищеты - с другой.

 

Автор: Н.С. Николаева

 

Предыдущая статья здесь. Продолжение здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100