В течение всего VII века создается огромное множество статуй мужских божеств. При общем типологическом сходстве каждая из них неповторима и является своего рода шедевром. К этому времени канонизированные элементы индийской скульптуры подверглись уже коренной творческой переработке местными мастерами, послужив основой для собственно кхмерской символики и собственных пластических и декоративных решений.
Особенно прекрасны женские образы, являющие собой своеобразный антипод силе и энергии, присущим мужским статуям. Мягкая моделировка женских фигур (чаще всего изображается богиня красоты Лакшми) выявляет ярко выраженное чувственное начало, которое пронизывает мифологически-религиозная суть этих образов. В нежных женских статуях также ясно виден отход от традиций индийской скульптуры, поражающий зрителя сочностью лепки и перегруженностью форм. Наиболее известная ранняя статуя Лакшми из Кох Криенга (Национальный музей в Пномпене) лежит в основе многих женских изображений, которые создавались в VII веке. Язык скульптуры приобрел здесь прозрачность и ясность. С поразительной правдивостью передан облик молодой женщины, словно взятый из жизни. Прекрасная скульптурная обработка полного, щедро расцветшего тела позволяет создать образ новый и необычный. В фигуре нет ничего индийского. Фронтальная постановка с немного откинутой головой (чего не бывает в индийских женских статуях, изображаемых, как правило, со слегка склоненной головой) и явно кхмерские черты лица придают богине из Кох Криенга жизненную достоверность.
Лакшми из Кох Криенга. Первая пол. VIII в.
Проработка фактуры песчаника, особенно тончайшего узора пояса, широкой полосой спускающегося по юбке, свидетельствует о незаурядном мастерстве. К образу богини из Кох Криенга близка по своим стилистическим особенностям статуя Дурги, побеждающей асура-буйвола. Несмотря на значительные утраты — сохранился только торс Дурги — статуя прекрасна. Она пронизана прелестью стремительного движения: стройное тело с сильным упором на правое бедро дано в красивом развороте плеч, а моделировка мощных, пышных форм богини еще больше подчеркивает ее неукротимый порыв.
Торс Дурги из Самбор Прей Кука. VII в.
К концу VII — началу VIII века относятся две статуи женского божества из провинции Попеал (обе — Париж, музей Гиме). Атрибуты этих богинь утрачены вместе с руками, однако аналогичные прически (атама-кута) позволяют идентифицировать оба изображения с Умой, супругой Шивы. Нежность и теплота в передаче облика юной богини, лица статуй, почти детские, озаренные мечтательной полуулыбкой, мягкие и пластичные движения в сочетании со строгой фронтальностью поз придают им одновременно выражение тонкого изящества и спокойного величия.
Женское божество. VIII в.
Фрагмент женской статуи. Конец VII в.
Женское божество из Попеала (Ума?).
Нач. VIII в.
Автор: Н.И. Рыбакова