Неоднозначное отношение господствующей религии к культу женского начала довольно рельефно отражается в разграничении в шактизме еще со времен упанишад двух видов обрядности, характеризуемых терминами дакшиначара и вамачара. В переводе с санскрита дакшиначара — это «обряд правой руки», a вамачара — «обряд левой руки». Слово ачара переводится не только как «обряд» или «ритуал», но также — «обычай», «традиция», «практика», «отношение». Почему так называются два направления? Что в них правого, что левого?
Сами шакты нередко утверждают, что слова «левый» и «правый» просто служат для того, чтобы подчеркнуть различие двух направлений. А различие состоит лишь в том, что в дакшиначаре главными остаются мужские божества, а Шакти поклоняются постольку, поскольку она побуждает их творческие силы. В вамачаре же она занимает главное место, поскольку сама творит все сущее, является главной защитницей и покровительницей. С этим можно согласиться лишь отчасти, поскольку есть ряд более существенных различий.
Дж. Вудрофф указывал, что вамачара отличается от дакшиначары тем, что это ритуал, включающий в себя майтхуну — ритуальное половое сношение [Вудрофф, 1929, с. 104—105]. Другой ученый, историк индийской философии и культуры Дебипрасад Чатгопадхьяя, писал, что неверно переводить термин вамачара как «обряд левой руки». Вама обозначает не только «левое», но также женщину и половое влечение — каму. Следовательно, вамачара есть не что иное, как совокупность обрядов, связанных с женщиной и отношениями между полами [Чатгопадхьяя, 1961, с. 269].
Здесь следует заметить, что индусская традиция отводит женщине место слева. В скульптурных изображениях Брахмы и Сарасвати, Вишну и Лакшми, Шивы и Парвати она стоит слева или сидит на левом колене супруга. Слева от жениха должна находиться и невеста на индийской свадьбе. Левая сторона тела, левая рука, вообще все, что слева, считалось в индусской традиции низким и худшим по сравнению с «правым». Но так было не всегда и не везде. В ведийские времена «левое» и «женское» было наравне с «правым» и «мужским», а в аборигенных сообществах с сильными матриархальными пережитками даже выше оного. Кстати, одно из имен Шивы — Вамадева, т.е. «Бог левого» или «Бог женского начала».
Дж. Вудрофф считал непременной особенностью вамачары некоторые элементы ритуала, которых нет в ортодоксальной индусской обрядности: мадья (вино), маиса (мясо), матсъя (рыба), мудга (перченые зерна пшеницы или риса) и маптхуна (половое сношение). Их называют панча-таттва (букв; «пять элементов») или, поскольку все они начинаются на букву «м», называют панча-ма или панча-макара («пять м»). В одном из обрядов вамачары, который называется чакра-пуджа, мужчины и женщины, число которых доходит до нескольких десятков, собравшись вместе в ночное время, садятся попарно в круг (сакра — «круг», «колесо») и совершают пуджу в честь Шакти. Пьют вино, едят мясо и перченые зерна, что усиливает половую потенцию, а затем предаются майтхуне.
Дакгииначара, в общем, не противоречит ортодоксальному индуизму и общепринятым нормам морали. Ее последователи признают авторитет вед и в ведийской литературе находят обоснования своим взглядам, особенно примату женского божества и женского космогонического начала. Вамачара выступает как специфическая форма шактизма, хотя иногда этот термин применяется к оргиастическим обрядам некоторых шиваитских, вишнуитских и буддийских сект. Дакшиначара, подобно индуизму в его йогичсской интерпретации, постулирует аскетизм, умерщвление плоти, накладывает суровые запреты на отношения с женщиной. Вамачара, наоборот, придерживается гедонистической ориентации. Ее проповедники советуют не убивать чувственные желания, а разумно удовлетворять их; некоторые даже ссылаются на священные ведийские тексты, чтобы оправдать употребление алкоголя и мяса, а также ритуальные половые сношения. Дакшиначара не приемлет тантру, в то время как вамачара открыта для нее.
Вамачара сама, делится на «правую» и «левую». В «правой» вино пьют из обычной посуды, а ритуальное сношение совершают со своей женой, которую называют свакия шакти (букв, «своя шакти»). В «левой» ачаре, которая у шактов считается более высокой, вино пьют из человеческого черепа и в ритуале сходятся с параметры, что значит «чужая женщина».
Апологеты индуизма задолго до Дюбуа резко критиковали вамачару. Говорили, что вамачара есть самое отвратительное и ужасное из всего, что только может придумать человеческая извращенность. Критики со стороны, как-то буддисты, мусульмане или христиане, считали ее вульгарной разновидностью индуизма. Конечно, более всего критиков возмущали ритуальные половые сношения, употребление вина и мяса. Что же касается последователей вамачары, то они считали, что их метод поклонения наиболее подходит для Шакти, которая воплощает в себе энергию чувственной любви. Сторонники вамачары признавали авторитет вед, отмечали многие индусские праздники, но отличались от правоверных индусов стремлением к чувственному, экстатическому единению с женским божеством, которое достижимо якобы в ходе полового акта.
История шактизма убедительно свидетельствует о том, что вамачара не может считаться извращением, поскольку восходит к широко распространенным в древности обычаям и верованиям, служит основой для оригинальной системы религиозных и философских взглядов, оказавшей влияние на многие школы индийской мысли. В целом же оргиастические элементы никогда не занимали в шактизме главное место, во всяком случае, не были самоцелью, поводом для удовлетворения низменных устремлений.
Автор: В.А. Ефименко