Но храм украшала не только скульптура. Все это разнообразие скульптурных форм и образов дополнялось еще и цветом. Остатки краски, сохранившиеся на плафонах галерей внутренних двориков при входе, а также галерей второго этажа свидетельствуют о том, что многие части храма были покрыты живописным орнаментом, башни же были позолочены. Красиво прорисованные розетки плафонов до сих пор еще украшают отдельные части внутренней галереи, а лица апсар сохранили легкую подкраску. Вероятно, как памятники почти всех древних цивилизаций, кхмерские храмы (а тем более Ангкор-Ват, исключительность которого осознавалась уже современниками) были полихромными. Повышенное чувство цвета кхмерских строителей проявило себя уже при подборе каменных плит (серо-голубой песчаник в Пре Рупе, нежнейшие оттенки переливающихся розово-красных тонов ансамбля Бантеай Срей, голубоватые столбы, серо-зеленые перекрытия галерей и строгий темно-серый песчаник Ангкор-Вата). О тонком понимании цвета говорит и едва заметная окраска, иногда проступающая на отдельных рельефах. Можно только догадываться о том, как красиво она сочеталась с бронзовыми украшениями, ныне исчезнувшими (сохранились только следы креплений), и облицовкой из драгоценных металлов.

Ангкор-Ват. Галерея второго этажа под сводами. Вид сверху

Ангкор-Ват. Второй этаж. Оформление стены у подножия башни

Ангкор-Ват. Галерея второго этажа

Ангкор-Ват. Стена входных павильонов, ведущих во внутренние дворики

Ангкор-Ват. Галерея второго этажа. Апсары и окна

Ангкор-Ват. Гирлянды апсар

Ангкор-Ват. Галерея второго этажа

Ангкор-Ват. Галерея второго этажа. Апсары и окна

Ангкор-Ват. Стоящие апсары

Ангкор-Ват. Апсары

Ангкор-Ват. Апсары

Ангкор-Ват. Апсары

Ангкор-Ват. Апсары

Ангкор-Ват. Апсары

Ангкор-Ват. Апсары

Ангкор-Ват. Апсара и растительный орнамент на стене

Ангкор-Ват. Смеющиеся апсары

Украшение второго этажа сдержанно, почти аскетично. Это совершенно особый замкнутый мир — место уединений и раздумий, доступный только высшему духовенству и членам королевской семьи. Здесь царят тишина и покой. Окружающая второй этаж стена полностью закрыта с внешней стороны, а с внутренней стороны она открывается легкой однонефной галереей и окнами с балясинами. На столбах этой легкой галереи тоже появляются фигурки апсар, но радость жизни, полнокровное веселье небесных танцовщиц постепенно сменяются изысканностью и строгостью поз, а сочный растительный орнамент заметно уплощается, переходя почти в графический рисунок. По углам галереи, обращенным на запад, находятся «библиотеки» — замечательные небольшие постройки, в которых хранились древние тексты, написанные на высушенных листах пальмового дерева. Постройки эти расположены во внутреннем дворе второго этажа и высоко подняты на постаменте, так что они воспринимаются и самостоятельно, и как крылья галереи. И только угловые башни галереи разбивают эту почти непрерывающуюся горизонталь.

Ангкор-Ват. Площадка второго этажа

Автор: Н.И. Рыбакова

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100