Лучшие памятники середины X века — Бантеай Срей и Пре Руп, несмотря на существенные различия, объединяет общая черта: они уже несут в себе то новое, что разовьется в архитектуре последующих столетий. Так наряду с сюжетно-повествовательными сценами тимпанов в храмах Бантеай Срея можно увидеть фронтоны, сплошь покрытые скульптурными изображениями, но имеющие иную конструкцию — это плотно пригнанные треугольники, растущие ввысь и как бы накладывающиеся один на другой (так оформлены фронтоны гопура и «библиотек»).
Забегая несколько вперед, необходимо отметить, что такие фронтоны не встречаются в постройках X - XI веков, но они возродятся в угловых павильонах Ангкор-Вата, памятника XII века. То же самое нужно еще раз сказать и о галереях Пре Рупа. Впервые обходная галерея появляется в Пре Рупе на нижнем этаже пирамиды (правда, это еще только открытые удлиненные помещения, обнесенные столбами, и не смыкающиеся по углам). Но уже в Такео (980 - около 1000 года) развитая галерея охватывает два нижних этажа, в Пхимеанакасе (978 - начало XI века) галерея окружает верхний этаж при подходе к башням, а в Бапхуоне (1050 - 1066) обводная галерея «утверждается» на всех этажах пирамиды. Наконец, в XII веке галерея, связывающая каждый этаж пирамиды, становится неотъемлемой частью храма.
Такео. план
Храм Такео был начат в царствование Джайявармана V (ум. в 1001 году), но так и остался незаконченным. Это единственное строение на территории древней Камбоджи, не украшенное скульптурой (Такео означает «каменная масса»). Но может быть, именно потому, что стены храма абсолютно гладки, «очищены» от какого-либо декора, и еще потому, что храм стоит на пересечении дорог в открытой равнине с низкой линией горизонта, силуэт его особенно четко вырисовывается на фоне неба. Осевые переходы ясно «указывают» на начало лестничных маршей, не прерываемых ярусами. Две огромные ступени, перерезанные с середины каждой стороны уступами лестниц, соединены маленькой колоннадой, занимающей фасад первого этажа и проходящей вокруг всего второго этажа. Возникновение и развитие окружной галереи хорошо просматривается на самом памятнике. На первом ярусе по всей длине восточного фасада проходят две галереи, тем не менее, они не связаны с крестообразной башней-гопура, оформляющей вход. Однако уже на следующем ярусе конструктивное решение найдено: внешний фасад галереи легко и свободно окружает стена с ложными окнами, оформленными балясинами, а гопура сливается с галереей, образуя единое тело. По краям галереи имеются небольшие строения, предвосхищающие угловые павильоны.
Такео. 1000 - 1003 гг. Общий вид
Размеры Такео очень велики. Сама пирамида с пятью ступенями достигает в высоту 22 м, два последних яруса которой являются цоколем для пяти святилищ, расположенных в шахматном порядке, причем центральная башня размещается на дополнительном тройном цоколе (что придает ей особую стройность) и дает общую высоту памятнику в 45 м. Однако Такео не производит впечатления очень высокого строения, так как широкое основание (100 х 120 м) и плавный подъем ярусов (второй ярус — 75 х 80 м, цоколь верхнего яруса — 40 х 40 м) уравновешивают памятник в целом.
Такео. Фигура слона. Угол храма
Автор: Н.И. Рыбакова