Построенный преемниками Индравармана храм Лолей (893) расположен с западной стороны. В нем повторены основные принципы постройки Преах Ко, но усложняются и совершенствуются украшения фронтонов и наличников наддверных перемычек. Наиболее значительный по размерам и удивительно тонко украшенный Баконг (881) был центральным храмом королевской резиденции. Это первое большое здание, воздвигнутое в виде ступенчатой пирамиды с пятью уступами, завершено башней, ставшей впоследствии классической по своей форме и пропорциям.

В центре огромной долины Ролуос, в глубине которой раскинулась Харихаралайя, возведена искусственная латеритовая гора, облицованная песчаником. Пирамида окружена двумя латеритовыми оградами, шестидесятиметровым рвом и третьей оградой, состоящей из отдельных столбов. Основной объем пирамиды образован шестью уступами, уменьшающимися по высоте. Верхняя мощеная терраса, поднятая на 15 м над уровнем главного входа, позволяет хорошо рассмотреть центральную башню — вершину пирамиды, окруженную восемью приземистыми башнями.

Баконг. 881 г. Вид сверху, аэрофотосъемка

Таким образом, в Баконге главное святилище выделено и впервые служит доминирующим центром композиции. Между оградой и главной пирамидой видна ровная линия подсобных помещений, окружающая центральный массив и являющаяся предтечей позднейших концентрических галерей, а на ограде, выполняя роль перил, располагаются выточенные из песчаника тела многоглавой наги. Неуклюже, тяжело распрямляющиеся толстые капюшоны наги, тем не менее, прекрасно выполняют связующую роль, соединяя между собой ограду и тело храма. Этот мотив, возникший в Баконге как чисто конструктивный, станет вскоре основным пластическим элементом кхмерской архитектуры.

Баконг. Макет храма, реконструкция

Баконг является наиболее наглядным архитектоническим воплощением священной горы. Четыре осевые лестницы определяют строгое деление на основание и на две пары равных террас прямоугольника, представляя таким образом двойную симметрию. Чтобы выявить направление храма по оси восток-запад, каждая из террас незаметно смещена к западу.

Баконг. План

Не точное равновесие, а замечательное понимание оптического восприятия архитектуры лежит в основе всей постройки. Осевые лестницы, которые ведут к центральным башням, с двух сторон имеют косоуры, обрамленные фигурами львов, высеченных из песчаника. Их пропорции также незаметно для глаза уменьшаются от основания до вершины, как и убывающие по высоте фронтоны. Найденный кхмерами закон пропорционального сокращения ранее применялся только в покрытии башен, но в Баконге он пронизывает все архитектурные решения. По углам трех нижних террас каменные слоны символизируют незыблемость мироздания, прочность и устойчивость вселенной. Двенадцать малых прасатов, проходящих по окружности четвертой террасы, и восемь кирпичных башен, окружающих пирамиду, составляют общую космологическую композицию храма-горы, где каждый этап восхождения приближает к центральному святилищу, а сама дорога, ведущая к храму, образована главной осью, направленной с востока на запад. Как бы защищая священную гору, вокруг храма, проходит ограда, по углам которой, но не соединяясь с ней, размещаются небольшие прасаты. В дальнейшем именно они превратятся в угловые башни, слитные с обходной галереей. Все эти элементы архитектурной композиции, заложенные в первом большом ангкорском памятнике, разовьются и получат новое осмысление в храмах X — XII веков.

Баконг. Центральная башня

На второй платформе храма Баконг сохранилась скульптура, изображающая бога Шиву с двумя женами. Строго и четко, как сами башни и как фланкирующие их дверные проемы, высится эта замечательная группа из красновато-желтого песчаника. Головы утрачены, но хорошо сохранились сильно увеличенная фигура Шивы и уменьшенные фигуры Умы и Ганги. Легко можно представить, что эта трехфигурная композиция смотрелась так же законченно и красиво, как и ставший классическим в кхмерском искусстве силуэт из трех башен — двух боковых пониже и высокой центральной. Притом, что каждая из фигур представляет как бы самостоятельную скульптуру (как и башня храма представляет законченную архитектурную форму и может быть самостоятельным святилищем), вся группа воспринимается необычайно слитно. Обе жены Шивы нежно обняли своего господина, их руки (симметрично с двух сторон) покоятся на пояснице верховного божества. Несколько утяжеленные пропорции роднят эту скульптуру с первыми шагами ангкорского зодчества.

Баконг. Центральная башня и скульптурная группа - Шива с двумя женами

Баконг. Скульптурная группа — Шива с женами Умой и Парвати (Гангой)

Баконг. Скульптурная группа — Шива с женами Умой и Парвати (Гангой)

Головы скульптурной группы Шивы с двумя женами утрачены, но, вероятно, черты их были мало выразительны, так же, как и в других статуях божеств конца IX века (стиль Преах Ко) живое, эмоциональное проявление крайне редко. Однако, контрастируя с застывшей серьезностью богов, деваты и апсары, украшающие храмы, поражают одновременно жизненной достоверностью и фантазией. На наддверных плитах среди сочного, великолепно вылепленного растительного орнамента вдруг неожиданно возникают сказочные существа вперемежку с гротескно изображенными животными.

Как и в соседних храмах — Преах Ко и Лолее — в Баконге большую роль играет рельеф. Правда, многие плиты отпали, и часть рельефных панно разрушилась, но в отдельных местах стены (в основном на верхнем этаже) видны фигурки летящих апсар. Динамичный ритм стремительного танца рождает ощущение радостной приподнятости. Неподдельную радость и жизненную силу несут в себе также скульптурные изображения мощных слонов, установленных на нижних террасах храма. Их величавая неподвижность и тяжеловесность еще больше оттеняют легкие фигурки апсар.

Автор: Н.И. Рыбакова

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100