Наметившееся деление на этажи и слияние их посредством обходной галереи лучше всего видны в Пхимеанакасе (название восходит к санскриту и означает «Воздушный дворец»). Этот памятник находился внутри дворцового комплекса и считался королевской часовней. Здесь, по преданию, ровно в полночь правящий король должен был встречаться с нагой, прекрасной принцессой-змеей, покровительницей государства.
Пхимеанакас. Первая пол. XI в.
Храм, небольшой по размерам (35 х 28 м), поражает своей изысканной красотой. Башни храма до нас не дошли, но даже без завершения все три его этажа легко и плавно вздымаются вверх. Высота храма без башен всего 12 м, но стремительный, как и в Пре Рупе, взлет осевых лестниц «увлекает» его ввысь, к небесам и создает иллюзию большей высоты. По углам на каждом этаже размещены фигуры львов и слонов, а на последнем этаже расположена маленькая (около одного метра шириной), изящная, очаровательная по своему ритмическому строю галерея из песчаника с ложными окнами и резными балясинами.
Пхимеанакас. План
Интересно отметить, что башня Пхимеанакаса находилась на таком же тройном цоколе, что и центральная башня Такео. Этот, казалось бы, незначительный факт свидетельствует об едином подходе в строительстве и больших храмовых сооружений, и изысканных каменных часовен, к каким относится «Воздушный дворец».
Пхимеанакас. Лев — охранитель храма
Автор: Н.И. Рыбакова