Китайское декоративно-прикладное искусство тесно связано в своей стилевой эволюции с архитектурой и изобразительным искусством, влияние которых было различным на разных исторических этапах. Для VII-X веков наиболее важным в формообразовании декоративных видов искусства можно считать воздействие монументальной скульптуры. В Х-XIV веках ведущее положение живописи в системе искусств сказалось на стилистических особенностях предметного творчества. Начиная с XV века очень важной стала его взаимосвязь с ландшафтной архитектурой. На завершающем этапе средневековой культуры в нем гораздо яснее, чем прежде, ощущается воздействие фольклорных жанров.

Фарфор стал одним из главных видов декоративно-прикладного искусства уже в VII-VIII веках. К этому периоду относится создание многочисленных фарфоровых печей, самой знаменитой из которых была Синчжоу (провинция Хэбэй), поставлявшая белоснежный фарфор к императорскому двору. Танская керамика покрывалась однотонной серо- голубой или трехцветной глазурью с необычайно интенсивными по сочетаниям пятнами янтарно-желтых, коричневых, бирюзовых или зеленых тонов.

Керамический сосуд с крышкой. VIII в.

Формы танской керамики, в основном были пластичными и округлыми, сохраняющими спокойствие и монументальную силу древних изделий. Широкие связи Танского государства со многими странами Востока проявились вместе с тем и в появлении неведомых прошлому иноземных мотивов, среди которых наиболее выделяются зооморфные и растительные узоры. Изготовляемые на севере страны изысканные кувшины с горлышками в виде зверей и птиц подражали формам иранских сосудов.

Керамический сосуд. Период Тан

Керамика XI-XIII веков не только значительно богаче и разнообразней по формам, но и изысканнее по сочетаниям тонов, чем танская. В ней наблюдается тот же процесс изменения стиля, что и в живописи. Яркость полив и некоторая тяжеловесность форм сменяются в это время спокойствием однотонных глазурей, нежностью и благородством текучих, гладких форм. Хотя в сунское время совершенствуется процесс изготовления фарфоровой массы, это эпоха подлинного расцвета китайской керамики, выполненной из прекрасно обработанных сортов пластической глины. Многие из центров керамического производства этого периода сохранились на протяжении последующих веков. Значительными гончарными печами были - Жу-яо и Цзюнь-яо в провинции Хэнань, Гэ-яо и Лунцюань-яо в провинции Чжэцзян. К южносунскому периоду относится сооружение и новых керамических печей, таких, как Гуань-яо в Ханчжоу, Цычжоу-яо в провинции Хэбэй и др.

Наиболее распространенными изделиями сунского периода являлись сосуды, покрытые серо-голубыми и серо-зелеными глазурями, известные впоследствии в европейских странах под названием селадоновых. Мягкие и спокойные по цвету, они подражали полудрагоценному камню нефриту, а по формам нередко имели прототипом древнюю бронзовую утварь. Украшения этих сосудов просты. Узоры либо оттиснуты, либо выгравированы на поверхности сосудов, а подчас образованы затеками глазурей, тонкими линиями трещин, появившихся при обжиге. Эта простота и кажущаяся случайность - всегда результат глубокой продуманности, стремления выявить естественную красоту материала. Неяркие сосуды XI-XIII веков столь же тональны, столь же богаты оттенками, как и живопись. Близки к монохромным сунским картинам были и керамические изделия печей Цычжоу, расписанные по черепку цвета слоновой кости коричневой краской разных оттенков.

Седьмой-тринадцатый века – время расцвета многих видов декоративно-прикладных искусств. Продолжалась выделка бронзовых зеркал, развивавших ханьские традиции. Однако танские зеркала значительно разнообразней, нарядней и изысканней в своих узорах. Помимо круглых появляются квадратные, а также зеркала в виде многолепесткового цветка. О замечательных достижениях народных мастеров тайского и сунского периодов свидетельствуют резные изделия из камня, бронзовые инкрустированные сосуды. Большой известностью пользовались ткани VII-XIII веков, служившие предметом экспорта, прославленные во многих странах. К танскому периоду относится начало производства нового типа тканей, так называемых «кэсы», которое достигло своего подлинного расцвета в период Сун. Ткачество и живопись развивались в это время в тесном содружестве. Узоры «кэсы», богатые оттенками, изысканные по композиции, выполнялись по моделям знаменитых художников и воспроизводили образцы классической живописи.

        

Автор. Н.А. Виноградова

Предыдущая часть здесь. Продолжение здесь.

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Яндекс.Метрика

Рамблер / Топ-100