Черты нового нашли свое наиболее полное выражение в экономике, идеологии и культуре последующего периода, когда земли Китая после падения Танской династии, расшатанной внутренними противоречиями, и вслед за пятидесятилетней разобщенностью, ознаменовавшейся царствованием «Пяти династий» (907-960), оказались вновь объединенными в империю Сун. Су некое государство, хотя и значительно более слабое в военном отношении, чем Танское, продолжило путь его культурных завоеваний, подняв на новую ступень и доведя до логической завершенности многие начинания предшествующей поры. Централизация власти была осуществлена на основе более прогрессивных для той поры форм феодальных отношений, три изобретения мирового значения - порох, магнитный компас, разборный шрифт - принадлежали к ряду крупных открытий этого времени.

Главный павильон буддийского монастыря Фогуансы в провинции Шаньси. 857 г. Чертеж фасада

Духовная жизнь периодов Тан и Сун чрезвычайно интенсивна. Небывалой высоты достигла китайская городская цивилизация. Города были большими по своим размерам и играли немаловажную роль уже в Древнем Китае. Однако в жизни мощных феодальных государств Тан и Сун они приобрели особую значимость. Бурно развивавшиеся, расширявшие свои пределы многочисленные средневековые китайские города с их миллионным населением, выросшие на скрещении важных торговых путей, стали основными центрами ремесленного производства, распространения учености, художественных взглядов и идей. Здесь сосредоточивались школы, библиотеки и университеты. Концентрация материальных и духовных ценностей, выдающихся деятелей - живописцев, поэтов и мыслителей приобрела в городах грандиозный, невиданный дотоле размах.

Расцвет городов повлек за собой важные преобразования в сфере художественной. Значение китайского искусства VII-XIII веков заключалось не только в том, что в нем на основе достижений прошлого сформировались новые виды и жанры, родились новые художественные формы. В искусстве той поры нашли свое яркое выражение наиболее прогрессивные тенденции средневековой культуры. Не будет преувеличением сказать, что впервые искусство получило такое широкое общественное признание, а в сферу художественной деятельности оказались вовлеченными значительно более широкие, чем прежде, слои городского населения. Увлечению литературой способствовало изобретение в VII веке ксилографического способа книгопечатания, а в XI веке - печати с помощью передвижного шрифта, позволивших популяризировать не только государственные указы и буддийские тексты, но и сборники стихов и новелл. О новой общественной значимости искусства свидетельствовало также и образование в X веке при императорском дворе Академии живописи, где впервые художники заняли почетные места. Введение при Танах в VIII веке обязательной системы государственных экзаменов, требующих от претендентов на чиновничьи должности наряду с конфуцианским каноном знания поэзии, искусства и каллиграфии, было также связано с расширившимся представлением о духовном призвании человека. Этическим идеалом этого времени стала личность, не только освоившая необходимый комплекс гуманитарных знаний, но и наделенная эстетическим чувством.

        

Автор: Н.А. Виноградова

Начало здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100