Утонченная городская цивилизация развитого китайского средневековья, имевшая длительные традиции, переплавила древние пантеистические верования, переосмыслила привнесенные в IV-VI веках на китайскую почву иноземные образы и формы, органически связав их с наиболее живыми и ценными сторонами древней культуры Китая.

Философские суждения о мироздании и природе дали основу тонко разработанной эстетической системе. Лирическая поэзия и художественная проза не только достигли своего наивысшего подъема, но и чрезвычайно тесно сблизились с живописью, благодаря чему расширился арсенал выразительных приемов, используемых этими видами творчества. Духовный мир человека сравнительно с прошлым стал многообразнее и богаче, в нем открылись неведомые прежде глубины чувств.

При многих чертах сходства культура периодов Тан и Сун отмечена и рядом отличий, связанных с изменениями в социальной и политической обстановке, формах идеологии. Мощное и активное в своей завоевательной политике Танское государство, распространившееся на гигантском пространстве, жило широкой международной жизнью. Его города и университеты, блеск столичной жизни притягивали к себе поток жителей из других стран. В столице Чанъань и южном порту Гуанчжоу существовали колонии иноземных купцов. Арабы, персы, японцы и корейцы не только совершали частые путешествия в Китай, но и имели там свои дворцы и храмы. Торговые и культурные контакты, установившиеся с Ираном и Индией, странами Средней и Центральной Азии, а через страны Ближнего Востока и с Византией, играли немаловажную роль в жизни танского Китая, вобравшего в себя новые образы литературы, музыки, новые аспекты веры. Достаточно сказать, что на китайскую почву проникли в ту пору манихейство и зороастризм, ислам и даже христианство несторианского толка. Все это накладывало отпечаток на идеологическую атмосферу VII-VIII веков.

Танское время с его интересом к внешнему миру, своеобразным «взглядом вширь», с его обращенностью к разнообразным сторонам бытия было проникнуто мощным пафосом созидания, несло в себе огромный заряд жизненной энергии. Впитывая и сплавляя в себе множество воспринятых извне художественных явлений, переосмысляя идеалы, выработанные ранним средневековьем, оно несло в себе веяния, характерные для нового этапа феодализма с его более широкими представлениями о человеке и окружающей его действительности, с его более сложными и разветвленными, чем прежде, аспектами буддийских вероучений.

Сунская культура сформировалась уже в иных исторических условиях. Притом, что города в Х-ХП столетиях были еще более развитыми культурными центрами, чем танские, сама страна занимала значительно меньшую территорию. На протяжении всего правления Сунской династии Китай беспрерывно подвергался завоеваниям, урезавшим его владения, - сначала киданей и тангутов, в XII веке - чжурчжэней, отторгнувших всю северную часть страны, а в XIII веке - монголов, подчинивших все государство. В соответствии с политическими переменами и перемещением столицы из Кайфына в Ханчжоу эпоху правления Сунской династии принято расчленять на два этапа: северосунекий (960-1127) и южносунекий (1127-1279).

Для сунского времени, ознаменовавшегося бедствиями, варварским уничтожением культурных ценностей, характерно углубленное уже не на внешних, а на внутренних проблемах драматическое мироощущение, чуткость ко всему местному, к историческому прошлому своей страны - древней бронзе, преданиям, поучениям мудрецов и легендам. Повышенное внимание к природе, поиски устойчивых ценностей и божественной гармонии, воплощенной уже не в образе человека, а в вечно обновляющеися красоте земного мира, отличают су некое время от танского, знаменуя новую ступень художественного осмысления мира.

Ортодоксальный буддизм, утверждавший основы государственной власти, уже не соответствовал на этой стадии тенденциям времени. На смену ему пришла новая идеология неоконфуцианства, сформировавшаяся на базе слияния буддизма с конфуцианством и даосскими пантеистическими воззрениями. Глубокие внутренние перемены, совершившиеся на протяжении Х-XIII веков в духовной жизни Китая, нашли отражение в переработке канонов, выдвижении на первый план новых видов и жанров искусства.

Автор: Н.А. Виноградова

Предыдущая часть здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100