Особенности сунского зодчества нашли свое развитие в XII-XIII вв. В это время, когда страна под ударами кочевников потеряла большую часть своих земель, а центры государства переместились в южные провинции, в зодчестве выявляются новые тенденции. Оно становится в подлинном смысле пейзажным, мыслится как часть природных форм, позволяющих человеку среди хаоса и катастроф жизни приобщиться к вечным и устойчивым в своей простоте образам бытия. Пейзажное мышление, подготовленное всем развитием китайского философского пантеизма, выразилось в развитии особого вида искусства - ландшафтных садов, получивших распространение в южных провинциях Китая, где издревле сложились традиции зодчества, отличные от более строгого стиля северных столиц.
Город Линьань (Ханчжоу), куда в 1127 году переместилась столица, расположенный среди цветущих зеленых гор, покрытых тропическими деревьями и нежным бамбуком, имел не только более свободную планировку, чем Бяньлян, но и был превращен человеческими руками в прекрасный сад. Архитекторы, поэты и живописцы, выявляя и подчеркивая в природе ее самые высокие эстетические качества, трудились над созданием идеального сочетания красоты природы с красотой искусственных сооружений. На берегу и на островах озера Сиху возникли живописные беседки или обвитые плющом маленькие павильоны. В горных местах появились уединенные хижины, предназначенные для созерцания красот пейзажа. Озеро было перегорожено на несколько частей дамбами, обсаженными густыми деревьями, разделившими его пространство на несколько озер и тихих заводей.
В Ханчжоу и Сучжоу возникли и комплексы ландшафтных садов, приобретавших в ансамбле самодовлеющую значимость. Самыми известными из них были расположенные близ озера - Цзюйцзинъюань и Фуцзинъюань. Эти сады, породившие длительную традицию не только в китайском, но и в японском искусстве, обобщали все то наиболее типическое и ценное, что можно было увидеть в самой живой природе. Воспроизводя мир естественной природы с ее деревьями, мхами, горами и водоемами, эти лишенные цветов, небольшие по размерам, замкнутые в стенах ансамбли, включавшие в себя архитектурные формы, не были в то же время случайным соединением природных элементов. Видимая стихийность, явившаяся обобщением длительного опыта наблюдения над миром, воплотилась в каноны и правила. Ощущение патины времени, давности вещей, сочетание скал и воды, поиски равновесия и гармонии в асимметрии, непринужденности сочетания форм стали важными эстетическими качествами ландшафтной архитектуры.
По существу, сунские сады явились особым синтезирующим видом искусства, где присутствовали одновременно и замысел зодчего, и глаз живописца, и рука скульптора, по своей воле компонующего камни, скалы, деревья.
Автор: Н.А. Виноградова