Сунский период с характерной для него тягой к философским обобщениям и пантеистическими устремлениями не смог с той же полнотой, как и период Тан, выразить важнейшие проблемы своего времени в пластике. Утеря буддизмом своих ведущих позиций сказалась в сокращении объема заказов на скульптуру. Чрезмерная рафинированность проникает в пластические образы буддийских божеств, пропорции вытягиваются, жесты становятся манерными. В XI-XIII веках отход от монументальных поисков в скульптуре сопровождался развитием многообразных техник, тягой к декоративности, решением более камерных задач. Одним из самых распространенных культов в это время стал культ Гуаньинь - богини милосердия, статуи которой изготовлялись из глины, лака, сандалового дерева и чугуна. Обычная для иконографии этого божества свободная, словно утомленная поза, а также задумчивая мягкость лица свидетельствовали о пробудившемся интересе к области лирических и интимных человеческих ощущений.

Стремление к передаче внутреннего единства человека и природы привело к тому, что традиционные образы буддийских святых постепенно стали вытесняться в скульптуре образами мудрых в своем блаженном безумии юродивых, освобожденных от человеческих условностей, наделенных необычной, зачастую подчеркнуто некрасивой внешностью, а также углубленных в созерцание, выключенных из суетного потока жизни буддийских святых в облике монахов-отшельников, примером которых могут служить портреты архатов из Майцзишаня.

Статуя архата в пещерном храме Майцзишань. Фрагмент. Период Сун

Наметив пути развития своеобразного психологического скульптурного портрета, сунекая пластика остановилась в своих стремлениях, так как средневековые художники этой поры не видели возможности познания величия мира через самого человека. Человек осмыслялся ими лишь как часть природы, ценная в своем единстве с ней. Поэтому скульптура сунского времени постепенно уступает место живописи как наиболее всеохватывающему виду искусства.

Периоды Тан и Сун - время наивысшего расцвета живописи, сосредоточившей в себе многие живые и ценные качества феодальной культуры Китая. На протяжении VII - XIII веков живопись заняла центральное место в ряду других видов изобразительного искусства, поднялась до выражения глубоких мыслей и чувств. В ней наиболее полно выявились характерные для средневековья поиски обобщения закономерностей вселенной, духовного единения человека с миром. Она донесла до наших дней в совершенных и отточенных образах сформировавшиеся на протяжении веков идеалы гармонии, нравственности и красоты, нашедшие наиболее яркое воплощение в поэтических образах природы.

 

Автор: Н.А. Виноградова

 

Google Analytics

Яндекс. Метрика