Сунские художники стремились к созданию максимально обобщенных, синтезирующих пейзажей, где каждое дерево, любой камень, скала или человек, являющиеся носителями духовного, идеального начала, подчинены единому, могучему движению сил вселенной. В этом они были близки Цзин Хао и Гуань Туну. Но пейзаж, созданный живописцами XI века, в отличие от прошлого, гораздо теснее связан с человеком, сложнее и многообразней выражает его чувства.
Горы и реки, водопады и горные обвалы, головокружительные горные ущелья, тихие цветущие долины, затерянные среди острых вершин, не только запечатлены в картинах сунских живописцев, но и пронизаны восторгом перед необъятной ширью мира. Самое главное завоевание раннесунских пейзажистов - передача безбрежных просторов.
В пейзажах конца X - начала XI века окончательно разрешается проблема передачи пространства и воздушной среды. Композиция горизонтальных свитков остается намеренно незавершенной. Она разомкнута с двух сторон, подчеркивая идею бесконечности мира. На картине Сюй Дао-нина «Ловля рыбы в горных потоках» (Канзас-сити, Галерея искусств Нельсона) изображены расступившиеся пики гор, открывающиеся взору бесконечные дали, волнующие своей суровой неизведанностью, захватывающие дух дерзновенной смелостью. Развертываясь вширь, картина представляет взору зрителя смену разнообразных впечатлений, хотя в целом композиция ее едина, объединена одним мощным ритмом. Черная тушь с размывами и золотистый фон шелка помогают передаче ощущения целостности мира, его пространственной глубины.
Сюй Дао-нин. Ловля рыбы в горных потоках. Фрагмент свитка на шелку. XI в. Канзас-сити, Галерея искусств Нельсона
Сюй Дао-нин мастерски владеет искусством тончайших тональных пере-ходов туши, ослабляя ее интенсивность в передаче воздушной среды и далеких горизонтов и делая более острыми и графичными линии переднего плана.
Постоянная потребность осмыслить природу как воплощение самых глубоких чувств и самых сложных философских представлений своего времени в живописи вызвала множество теоретических трактатов, появившихся в конце Х-XI веке. Они подводили итог достигнутому уровню познания мира в искусстве живописи и сложению особой художественной системы пейзажа.
Сунские теоретики видят в живописи наивысшую ступень творческого самовыражения наряду с главным способом передачи этических и эстетических идеалов времени.
Крупнейшим мастером и теоретиком пейзажной живописи XI века был Го Си. До нашего времени сохранился трактат этого мастера «О высокой сути лесов и потоков», обработанный его сыном Го Сы (работал в конце XI - начале XII в.). Это произведение, в котором были высказаны мысли об идейном содержании живописи, о методах работы живописца, пользовалось большой известностью как в су некий период, так и в последующие века. По сравнению с прошлыми трактатами главной и новой идеей Го Си была мысль о том, что красота природы заключена в ее изменчивости. Он пишет о том, что природа различна в разных частях Китая, что она меняется в зависимости от времени года, что одни и те же объекты природы кажутся разными в зависимости от точки зрения наблюдателя.
Го Си отмечает, что не только вид гор, но и настроение человека меняется в соответствии с изменениями в природе. Разное время года и время дня имеют разное освещение и влияют на внутреннее состояние людей. «Туман и облака в горах весной образуют сплошную пелену, и люди радостны. Роскошные деревья летних гор тенисты - люди безмятежно спокойны. Осенние горы чисты и прозрачны; листья опали - люди суровы. Зимние горы покрыты темными грозовыми облаками - люди унылы, подавлены». Сопоставление природы как единого, имеющего свои законы мира с человеком, его внутренним состоянием также было принципиально новой идеей трактата Го Си. Говоря о методах работы живописца в передаче жизни природы, ее необъятности и грандиозности, Го Си пишет о правилах перспективы, о необходимости выделять главное и подчинять ему детали, обобщать увиденное. Го Си протестует против прямого подражания образцам прошлого, призывая к использованию их лишь для того, чтобы создать свой собственный стиль.
До нас дошли немногие из картин Го Си, исполненные монохромной тушью с легкой подцветкой. Они отличаются значительно большей свободой в передаче пространства, чем у его предшественников. Воздух пронизывает все предметы в его композициях, делает их осязаемыми, уничтожает жесткость, присущую более ранней конструктивной схеме китайского пейзажа. На вертикальном свитке «Начало весны в горах» (был в собрании музея Гугун в Пекине) неясные очертания гор вырастают словно из тумана, отодвигающего их на огромное расстояние от переднего плана. Как и его предшественники, Го Си добивается ощущения грандиозности пространства сопоставлением планов и масштабов, но смягчает контрастность их переходов, стремясь прежде всего к ощущению целостности образа. Еще большая пространственность ощущается в горизонтальном свитке Го Си «Осенний туман рассеялся над горами и равнинами» (Вашингтон, галерея Фрир), где вид природы разворачивается как бесконечно широкий, не имеющий ограничений.
Го Си. Осенний туман рассеялся над горами и равнинами. Фрагмент свитка на шелку. XI в. Вашингтон, галерея Фрир
Передний план четок, тогда как далекие горы неясны, кажутся окутанными влажной дымкой. Го Си намеренно срезает верхний и нижний края картины, как бы позволяя фантазии зрителя продолжить ее до бесконечности. Как и в других пейзажных композициях су некого времени, человек играет у Го Си подчиненную роль, он неотделим от природы, включен в нее, слит с ее жизнью, что проявляется в масштабном сопоставлении на его картинах крошечных фигур людей с преувеличенными масштабами гор, деревьев. В этом он прямой продолжатель художников X века.
Автор: Н.А. Виноградова