Го Си был далеко не единственным теоретиком живописи XI века. Не совпадающую с его взглядами точку зрения высказывали такие известные художники, как Су Ши (1036-1101) и Ми Фэй (1051-1107). Будучи противником академических приемов живописи, Су Ши состоял в оппозиции к методу живописцев, входящих в состав кайфынской Академии. Он проповедовал свободное творчество, основанное не на аналитическом исследовании деталей, не на тренировке и практике, а на умении путем интуиции, дарованного свыше вдохновения уловить внутреннюю сущность предмета. Внешняя форма, по его мнению, сама по себе является лишь безжизненной оболочкой; видимый мир также, по мысли Су Ши, иллюзия, подлинными являются лишь духовные ощущения, способные раскрыть человеку истинный смысл, душу вещей.
Выступая одним из главных теоретиков группы «вэньжэньхуа» («живопись образованных людей»), Су Ши проповедовал своеобразный дилетантизм, считая, что лишь люди возвышенные, выдающиеся своими духовными качествами, творящие по вдохновению, могут достичь в живописи подлинного выражения сущности явлений мира, тогда как профессиональные живописцы, работающие по заказу, остаются лишь на уровне грубых ремесленников. Вместе с тем в основе его творчества лежало - столь же пристальное и тщательное изучение натуры, как и в картинах живописцев Академии. Но творческий дух Су Ши выразился в особой остроте наблюдения, изысканном лаконизме и меткости изображения предметов, в частности ветвей бамбука, осмысленных как полная таинственного значения часть большого мира, выражающая его общие закономерности.
К группе художников «вэньжэньхуа» примыкал и Ми Фэй, талантливый живописец, поэт, теоретик. Он шел далее своих предшественников, развивая идеи о пространственности картины, о воздушной среде как основе ее единства. Ми Фэю свойственно более романтическое восприятие мира, чем его современникам. В пейзаже «Весенние горы и сосны» (был в собрании музея Гугун в Пекине) он ставит перед собой те же задачи, что и Го Си, но решает их путем значительно большего обобщения форм. Он показывает лишь несколько горных вершин мягких очертаний, которые выступают из плотной пелены тумана, обволакивающего их подножие, так что зритель может лишь догадываться об их могучей высоте по сопоставлению с деревьями и хижинами на переднем плане. Очерченные четкими линиями, они словно вырываются из моря тумана. Художник намеренно избегает графической остроты линий, подчиняя все мягкому, так называемому бескостному методу передачи изображений.
Природа у Ми Фэя лирична, полна гармонии и высокой умиротворенности. Ми Фэй создал свое направление в искусстве су некого времени. Ему подражали его сын Ми Ю-жэнь (1086-1165) и многочисленные художники более поздних периодов, воспринявшие его манеру, где пятна туши имеют большее значение, чем линии и контуры.
Помимо больших пейзажных свитков многие сцены природы изображались в сунское время на небольших листах бумаги и шелка, из которых изготовлялись альбомы, а также на круглых веерах. Нередко это были те же монументальные пейзажные композиции, доведенные до минимальных размеров, иногда лишь тщательно отобранные фрагменты природы. Особой любовью подобные миниатюрные изображения пользовались в кайфынской Академии живописи.
Автор: Н.А. Виноградова