Рядом с пейзажем в сунское время продолжает развиваться и приобретает большую популярность живопись жанра «цветы-птицы», в которой значительно более отчетливо, чем прежде, обозначились два направления. Первое из них, виртуозное и красочное, отличалось интересом к достоверной и детальной фиксации действительности, к единичному факту. Второе, тесно связанное с мировосприятием, свойственным пейзажной живописи, тяготело к философской глубине, решению более сложных образных задач.
Представителем второго направления был Цуй Бо (вторая половина XI в.), в творчестве которого традиционный тип декоративного панно перерастает в глубокую лирическую поэму о мире. В качестве примера можно привести приписываемый ему свиток «Бамбук и цапля» (был в собрании музея Гугун в Пекине).
Потребности передачи эмоций, тонких нюансов человеческих чувств, которые все расширялись в живописи периода Сун, вызвали необходимость во включении пейзажа во все жанры живописи. Значительность человека воспринималась лишь в созвучии со значительностью окружающей природы, передаваясь через нее.
Пейзаж в это время становится необходимым эмоциональным фоном, с которым художник связывает мир человеческих чувств. Он объединяет многообразные сцены в свитках повествовательного жанра, где показан калейдоскоп городской жизни, многолюдье улиц, шумная разнообразная толпа. Такой характер имеет многометровый горизонтальный свиток Чжан Цзе-дуаня «Вверх по реке в праздник поминовения» (Пекин, музей Гугун).
Картина начинается с видов природы, сменяющих друг друга спокойных и безмолвных пейзажей, и постепенно, по мере перехода к изображению города Кайфына, появляется все больше людей и зданий. Центральная часть свитка посвящена изображению города, как бы увиденного сверху. Художник подробно описывает его стены, ворота, башни, лавки купцов и караваны, несущие товар.
Изображение природы играет здесь совершенно особую роль. Она приближена к зрителю, более конкретна, что указывает на рождение в конце XI - начале XII века более демократического жанра, имевшего свои собственные, отличные как от пейзажа, так и от бытописательной живописи задачи. К формированию этого жанра привело свойственное сунскому времени широкое понимание мира природы.
Пейзаж был всеобъемлющей областью китайской средневековой живописи, наиболее полно выразившей мировосприятие этой эпохи, обобщившей все многообразие жизненных впечатлений и теоретических представлений о назначении искусства. Это был период великого синтеза в философии, литературе и искусстве Китая, неразрывно связанных друг с другом, проникнутых едиными идеями, решавшими общие задачи духовной культуры своего времени.
Автор: Н.А. Виноградова