После многолетних войн династия Тан (618 г. н.э. – 907 г. н.э.) снова основала сильное и долговечное государство с централизованной властью, и в общество пришла длительная эпоха восстановления, развития и процветания. Из-за того, что период восстановления в ту эпоху был достаточно долгим, к тому же из-за расцвета других новых ремесел, сфера использования изделий из лака при династии Тан уже не была настолько широкой, как раньше.
Однако же в технике исполнения были достигнуты значительные результаты [Ван Лун. «Преемственность традиций лакового искусства». – Наньчан: Цзянсиское художественное изд-во, 2004., c. 182]. В частности, это касается украшения лаком поверхностей музыкальных инструментов, техники были разнообразными, к тому же, развилась техника «скрытых орнаментов» с использованием вспомогательных материалов.
Фиолетовая лаковая цинь (китайская цитра).
Династия Тан (7–10 вв.).
124х21 см
Немало из этих приемов используются до наших дней, но они и непрерывно улучшались, техника инкрустации использовалась для прикрепления дополнительных материалов на металлические изделия, например, на ножны и футляры для оружия, аксессуары для лошадей и повозок, а также украшения на задней стороне бронзовых зеркал. Таким образом, появилась новая техника лакового производства: «сухой лак» пинто с золотыми и серебряными аппликациями. Техники «пинто» (Пинто – ремесленная техника, заключающаяся в нанесении золотых и серебряных орнаментов с помощью клея на заготовку, заполнение пустот лаком с последующим выравниванием узора и лаковой поверхности) также включали в себя шлифовку и инкрустацию филигранными узорами из таких материалов как перламутр и кость. Буддизм был широко распространен с начала династии Суй и до Тан, статуи Будды во многих храмах были созданы с помощью усовершенствованной техники «цянцзинь» (Цянцзинь – «инкрустация золотом» – техника, при которой с помощью иглы или гравировального резца на изделие с базовым лаковым покрытием наносят необходимый узор. При этом линии орнамента должны быть очень тонкими. Далее выгравированный узор заполняют золотым порошком, после чего изделие протирают. Таким образом изделие приобретает золотой цвет. Это и называется «инкрустацией золотом».) (например, для мелких деталей использовалась техника «дуйци» (Дуйци – «скопление лака» – декоративная техника, предполагающая нанесение узоров на поверхность изделия с помощью скоплений лака или лакового порошка)) [Георгиевский, Т. Школа иконописания в с. Холуй / Т. Георгиевский. – 1899., c. 123]. \
Статуи Будды в технике «цзяцзин» пластичны и представляют большую ценность. Помимо статуй, потерянных в результате пожаров войны, многие попали за границу, и сейчас в Китае их осталось совсем немного. Способы украшения поверхности статуй, созданных в технике «цянцзинь» (аппликация золотом, напыление золота, цветная роспись, шлифовка), были чрезвычайно развитыми, и современные ремесленники не могут их воспроизвести. Техника создания статуй в «цянцзинь» объединила в себе несколько десятков основных приемов лакового производства и стала одной из самых успешных техник лакового производства старого Китая [Глухарева, О. Н. Искусство народного Китая: Живопись. Графика. Скульптура. Прикладное искусство / О. Н. Глухарева. – М.: Искусство, 1958., c. 227].
В период Пяти династий (907 г. н.э. – 940 г. н.э.) лаковое производство продолжало развиваться, его отличительные черты не сильно отличаются от периода династии Тан, однако появилась тенденция к переходу к созданию посуды, однако техники производства не могли сравниться с техниками периодов Чжань-го и двух Хань (940 г. н.э. – 960 г. н.э.). Династия Сун – еще один период объединения и расцвета в истории Китая (960 г. н. э. – 1127 г. н. э.). [Ли Сяохуа. К вопросу о развитии и обновлении масляной живописи // Рыночная модернизация, 2008, c. 202].
В достижениях лакового производства династии Сун стоит упомянуть два момента: во-первых, это время полного расцвета и зрелости лакового производства. Начиная с Тан и до Сун, все виды приемов создания были уже открыты, и по большому счету была обобщена вся традиция создания лаковых изделий, в то же время было и немало инноваций. Появившиеся при династии Тан новые техники включают в себя такие, как резной лак, тончайшие инкрустации перламутром, роспись золотой краской, «дуйци», роспись масляными красками, а также заимствованная у древних персов техника «митохуэй» [Ван Ху. Обзор лаковой живописи. Нанкин: Цзянсуское издательство изобразительных искусств, 1999., c. 107]. Самыми выдающимися с точки зрения художественной ценности и уровня мастерства были сунская «монохромная утварь». Начиная с формы, обработки поверхности, основы изделия и заканчивая художественным замыслом, – все это было пиком развития китайского лакового производства. (см. прил. 8, ил. 9) [Чжан, X. История развития традиционного лакового производства в Китае / Чжан Xунвэй // Санкт–Петербургский университетский консорциум. Научное мнение. Научный журнал. – 2013. – С. 117–121. – № 9., c. 118].
Инкрустированная золотом шкатулка
династии Сун (960–1279 гг.).
Длина – 21,3 см, диаметр – 19,2 см
Во-вторых, Сун – время, когда китайское лаковое производство распространилось в соседние государства. Согласно исследованиям японских ученых, «период Хэйан» (1127 г. н.э. – 1279 г. н.э.) (одновременно с Южной Сун) – это время, когда изучение техник китайского лакового производства достигло в Японии пика. Техники напыления на лак, прорезного, монохромного и сухого лаков после нескольких сотен лет исследований и улучшений японцами сформировали такие стили, как «шихуэй» (шихуэй – «инкрустация» – одна из техник лакового ремесла, подразумевает нанесение орнамента на бумагу, которая впоследствии переворачивается и приклеивается к лакированной поверхности. После этого узор копируется лаком, до высыхания которого изделие посыпается металлическим порошком. После полного застывания поверхности на узор вновь наносится лак и выполняется заключительная полировка), «резной лак Камакуры» (резной лак Камакуры или Камакурские резные лаковые изделия – вид японских лаковых изделий, которые производят в г. Камакура в префектуре Канагава в Японии. Камакурский резной лак – традиционная ремесленная техника, объединяющая в одно целое резьбу и покрытие лаком изделия. Первоначально на деревянную основу наносится резной рисунок, затем осуществляется многократное покрытие лаком, слои которого образуют необходимую толщину, после чего на лакированной поверхности с помощью ножа выполняется узор. Особым своеобразием отличается форма простых выпуклых орнаментов. Чем старше изделие, тем богаче, насыщенней и блестящей становится его цвет), «мосянь» (мосянь – техника, при которой на изделие, покрытое лаком, приклеивают кусочки ракушек или наносят орнамент, затем наносят глянцевый лак, после высыхания которого изделие полируют. Таким образом проявляется цельный узор.), «бяньту» (бяньту – общее название эффектов, рождаемого техниками декорирования лаковых изделий. Подразумевает использование различных материалов и инструментов, благодаря чему создаются декоративные орнаменты, отличающиеся богатством и разнообразием, а также закономерными формами. Существуют эффекты естественной текучести или прозрачности. Лаковые изделия могут принять вид, сходный с фарфором, форма которого отклонилась от нормы при обжиге, или приобрести некие абстрактные очертания), которые стали символом традиционных изделий из лака Японии [Соколов-Ремизов, С. Н. От Средневековья к Новому времени. Из истории и теории живописи Китая и Японии конца XVII – начала XIX в. / С. Н. Соколов-Ремизов. – М., 1995., c. 89].
Автор: Чжан Хунвэй
О первом, втором и третьем этапах развития лаковой живописи Китая Вы можете узнать здесь, здесь и здесь