Из этих шести сотен лет династии Юань (1271 г. н.э. – 1368 г. н.э.) и Цин (1644 г. н.э. – 1911 г. н.э.) правили почти четыреста; долгое время, проведенное под управлением другого народа, привело к тому, что ханьская культура смешалась с посторонней, и в то же время изменились ее собственные эстетические представления. Это явно отразилось и на лаковых изделиях. Во время династии Мин (1368 г. н.э. – 1644 г. н.э.), правившей в перерыве между двумя другими, лаковое производство достигло своих высочайших достижений.
Юаньский резной лак (красный резной лак «тихун» (тихун – это резные изделия из красного лака. Техника создания подобных изделий следующая: на заготовку наносят множество слоев лака до тех пор, пока не образуется весьма толстая лаковая пленка, на которой впоследствии создается шаблон узора. После этого с помощью ножа вырезают рельеф. После высыхания лака изделие подвергается полировке) и полихромный прорезной лак «тиси» (тиси – «резной лак» – техника, при которой на поверхность изделия до получения необходимой толщины наносятся лаки двух цветов – красный и черный, – затем на лаке создается рисунок, и изделие приобретаем необходимый оттенок. При этом в местах проведения лезвия ножа виден контраст цветовых слоев. Узоры, как правило, изображают облака, поэтому данная техника также имеет название юньдяо – «резьба облаков»), техника имитации металлических изделий «цяньцзинь» (цянцзинь – «инкрустация золотом» – техника, при которой с помощью иглы или гравировального резца на изделие с базовым лаковым покрытием наносят необходимый узор. При этом линии орнамента должны быть очень тонкими. Далее выгравированный узор заполняют золотым порошком, после чего изделие протирают. Таким образом, изделие приобретает золотой цвет. Это и называется «инкрустацией золотом») постоянно развивались на основе сунских техник и достигли наивысшего уровня развития, появилось несколько известных мастеров резного лака.
Изображение резного диска, покрытого лаком
династии Юань (1280–1367 гг.).
Длина – 7,5 см, диаметр – 20,4 см
Такие техники лакового производства династии Мин как резьба, гравировка, оклеивание фольгой, инкрустации заметно развились, и уровень ремесла был крайне высок. Техника нанесения лака слилась с производством домашней утвари, что сформировало способ изготовления известной «мебели династии Мин» [Яловенко, Г. В. Федоскино / Г. В. Яловенко. – М. : Всекоопиздат, 1959., c. 34]. Однако владение особенностями ремесла собственно лакового производства постепенно слабело, и во вкусах произошла большая перемена. Особенностью лаковых изделий династии Мин является наличие различных украшений, сделанных с помощью ножей, стамесок, игл, а также шикарные и многочисленные инкрустации различными материалами, они потеряли особый эффект, достигавшийся при обработке собственно лака и лаковых узоров [Ван Шисян, Цзинь Хуайдуй. О мастерах лакового искусства в древнем Китае. – Пекин: Дом книг «Саньлянь – жизнь, читатель и знания». 2000., c. 174]. В то же время усложнение изображений и орнаментов завуалировало упрощение техник и безвкусицу лаковых изделий.
Ящичек со свернутым в кольцом драконом (круглый орнамент)
династии Мин (14 в.)
61,5х58,5х58,5 см
К моменту выхода в свет «Записок об украшении лаком» в середине Мин, многие техники двух Хань, Тан и Сун уже были утеряны. Создание лаковых изделий династии Цин (1644 г. н.э. – 1911 г. н.э.) сократилось до ограниченного использования нескольких вспомогательных техник вроде росписи и драгоценных инкрустаций. У ремесленников лакового производства того времени не было никаких новых идей, достойных упоминания. Лак вновь стал использоваться в качестве скрепляющего материала (для закрепления инкрустаций) и защитного покрытия.
Посуда, на которой изображены лепестки хризантемы.
Цин (1644–1911 гг.).
Длина –3 см, диаметр – 14,2 см
Пиала, инкрустированная черным лаком и перламутром.
Династия Цин (1644–1911 гг.).
Длина – 6,9 см, диаметр – 11,8 см, диаметр в основании – 4,7 см
По сравнению с бурно развивающимися в тот момент лаковыми производствами Японии, Кореи и даже Юго-Восточной Азии, декоративное ремесло было далеко от превосходства. Цель исследования истории развития искусства лака в Китае – привлечь внимание ремесленников лакового производства, вернуть ремесленные традиции, чтобы они непрерывно продвигались к великому и всестороннему расцвету высокого искусства [Стужина, Э. П. Китайское ремесло в XVII – XVIII вв. / Э. П. Стужина. – М.: Наука, 1970., c. 264].
Лаковая живопись развивалась неотрывно от лаковых изделий. Последние создавались, как правило, в практических целях и, во-вторых, имели эстетическую ценность. В Китае как на небольших изделиях, например, кубках, шкатулках, ложках, так и на больших предметах, например, гробах или экранах, присутствовали картины, выполненные лаком [Пан Лушэн. О китайском народном искусстве. – Пекин: Изд-во прикладных искусств Пекина, 1990., c. 58].
Деревянный резной ковш, украшенный фениксами.
Высота – 13,2 см
Деревянный лакированный черпак с изображением птиц.
Длина –15 см, диаметр – 6 см
Двухъярусная шкатулка с облачным орнаментом
династии Хань (1 в. н.э.).
Длина –16,9 см, диаметр – 24,1 см
Деревянный сосуд для вина с узорами
династии Цинь (221–207 гг.).
16,8х14х5 см
К сюжетам картин на изделиях периода Борющихся царств (III в. до н.э.) относятся сцены охоты и плясок; на гробовой росписи эпохи Хань (II в. до н.э.) присутствуют свыше сотни божеств и удивительных животных; на лакированных экранах эпохи Южных и Северных династий (V в. н.э.) отражены фрагменты историй о добродетельных женщинах.
Лаковая крышка гроба, на которой изображены статуи и птицы.
Династия Хань (1 в. н.э.).
Однако, все эти рисунки были лишь орнаментами лаковых изделий [Полное собрание материалов по древним захоронениям в Юаньчжоу. Гуюаньский музей Нинся-хуэйского автономного района, японо-китайская объединенная археологическая экспедиция в Юаньчжоу. – Издат. Дом «Духовное наследие», 1999., c. 478].
В период времени, соответствующий концу династии Цин и началу династии Мин (XV–XX вв. н.э.), появился класс декоративных предметов, расписанных лаком: инкрустированные стенные экраны и четырехстворчатые экраны. В гробнице, найденной на территории древнего княжества Чу, в ходе археологических раскопок был обнаружен щит, покрытый черный лаком и украшенный тонким изящным орнаментом, выполненным красным лаком. Будучи военным снаряжением, щит не только выполнял практическую оборонительную функцию, но также обладал неисчерпаемой духовной энергией и мощью; не только поднимал боевой дух солдат, но также и внушал страх противникам [Белозерова, В. Г. Китайский свиток / В. Г. Белозерова. – М., 1995., c. 67].
Лаковый щит, украшенный драконами и фениксами.
Эпоха Сражающихся царств (403–221 гг.)
92,5х93 см. B. 58,5х5 см
Именно таким образом чувство прекрасного, рожденное лаковой живописью, придавало законченность изделиям, с которыми была неразрывно связана лаковая роспись. Это было объединение прикладной и эстетической функций, и именно древнекитайские лаковые произведения отличались блеском и великолепием [Открытые в Синьцзяне древние изделия из шелка – шелк с тканым узором, парча, вышивка // Вестник археологии, 1963. – № 1., c. 112].
В истории человеческой цивилизации лак прошел путь от применения сырого до обработанного, от использования исключительно для производства различных орудий и до создания лаковой утвари [Ли Цзиюнь, Юй Бинвэнь. Иллюстрированный словарь памятников материальной культуры. – Ханчжоу : Народное изд-во Чжэцзяна, 2002., c. 192–195].
Древняя культура искусства лака Китая насчитывает длительную историю, за несколько тысячелетий использования природного лака и развития техник его применения, он оставил глубокий след в истории культуры Китая и стал неповторимым примером традиционной культуры.
Автор: Чжан Хунвэй
О первом, втором, третьем и четвертом этапах развития лаковой живописи Китая Вы можете узнать здесь, здесь, здесь и здесь