Концом X века датируются две постройки из песчаника на латеритовом основании, тесно примыкающие к дворцовому комплексу и расположенные напротив Пхимеанакаса. Это Северный и Южный Клеанги. Назначение этих прекрасных по своим пропорциям павильонов точно не установлено, чему имеются по меньшей мере две причины.

Первая причина кроется в самом названии Клеанг, что означает по-кхмерски и склады-сокровищницы ценных предметов, и место приема почетных (драгоценных) гостей. Вторая причина — укоренившееся представление о том, что Клеанги были павильонами увеселительного характера (эта версия подкрепляется многочисленными путеводителями по Ангкору). Однако ни одно светское сооружение, тем более рассчитанное на цирковые развлечения (о чем мы также узнаем из путеводителей), не строилось из камня. Чтобы разобраться в этом, следует обратиться к работе А. Маршаля, посвященной памятникам Ангкора, где автор ссылается на китайского дипломата и путешественника Чжоу Такуаня, посетившего Ангкор в 1297 году и оставившего интересные записи, сохранившиеся до наших дней. В них он повествует о том, что на десяти башнях обоих Клеангов выставляли жалобщиков и ответчиков, и король со своей свитой в ложах, и народ на широкой площади наблюдали, как свершается «божий суд».

Далее Чжоу Такуань сообщает, что на той же площади-манеже, как бы вовлекая в свою орбиту Клеанги, происходили состязания борцов, цирковые и театрализованные представления. А. Маршаль считает, что эти дополнительные функции оба павильона приобрели лишь к концу XII века, наличие же классического свода (а не щипцовой крыши, как это имело место в светских постройках), а главное — алтаря и статуй божества, найденных внутри, говорит о том, что первоначально Клеанги входили в комплекс религиозных зданий. В свою очередь расположение внутренних помещений в обоих Клеангах указывает на изначально двойственный характер павильонов: очень маленькая темная алтарная часть и широкие входы и выходы (чтобы можно было въезжать верхом на слоне), которые создают прекрасное освещение просторным двусторонним залам длиною в 20 м, вероятно, служившим для размещения гостей самого высокого ранга.

Северный и Южный Клеанги. Конец X — начало XI в.

При простом и логичном плане в архитектуре Клеангов (Северный Клеанг сохранился значительно лучше) особенно проявилась подчеркнутая тщательность отделки. Толстые стены из латерита и цоколь зданий образованы очень красивой профильной кладкой, а вся верхняя часть облицована песчаником с тонким рельефом. Внутри павильонов стены тоже покрыты светло-серыми песчаниковыми плитами.

Умеренность декора, простота форм, совершенство пропорций и чистота линий этих построек позволяют считать, что Клеанги, так же как Пхимеанакас и Такео, знаменуют раннюю классику кхмерского зодчества. А особое место, которое занимают Клеанги из-за своего двойного назначения, еще больше подтверждается их связью со всем дворцовым комплексом, включавшим в себя и храмы, и королевскую резиденцию. Вероятно, Клеанги уже в X веке смотрелись как входные павильоны на территорию королевского дворца и храма Такео.

Автор: Н.И. Рыбакова

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100