Портал Восток - официальный партнер хостинга Beget

Умный поиск

В конце XVIII в. французский миссионер аббат Дюбуа, путешествуя по Южной Индии, оказался свидетелем «отвратительного обряда, именуемого шакти» и рассказал о нем в своем объемистом сочинении «Нравы, обычаи и обряды индусов» [Дюбуа, 1906, с. 286 - 288]. Этот обряд напомнил аббату описания древнегреческих вакханалий. Жители деревни, собравшись ночью в лесу на большой поляне, совершали жертвоприношение богу Вишну и богине Шакти.

К изваяниям приносили не только вареный рис, фрукты, сладости, цветы и благовония, но и то, от чего мог прийти в ужас всякий правоверный индус, — куски мяса разных домашних животных, включая говядину, сосуды с пальмовой водкой и наркотические вещества.

Пуджей, т.е. обрядовыми действиями, руководил местный брахман. Произнеся молитвы, он сам попробовал жертвенную пищу, а затем пригласил к трапезе остальных участников мистерии. Аббата удивила ненасытная страсть, с которой жители деревни предавались запретным удовольствиям — ели мясо, пили вино, дурманили разум наркотиками. Забыв кастовые предписания, брахман делился с парием своим куском говядины, а тот, отпив из чащи вина, передавал ее брахману. Затем предавались разгулу. Пели непристойные песни и дико плясали. Каждая женщина могла принадлежать каждому мужчине. Муж видел жену в объятиях другого, но не мог вернуть ее себе, не мог даже протестовать. Женщины из высшей касты отдавались низкорожденным. Миссионера поразило то, что брахманы, особенно брахманки, были самыми активными участниками оргии. Такое случалось раз в году; в обычное время жители вели себя вполне благопристойно.

Подобные праздники в разных вариантах отмечали и в других местах страны. Аббат рассказывал, как в другом районе совершали жертвоприношение «живой богине». Перед участниками обряда стояла обнаженная девушка. Рядом находился сосуд с пальмовой водкой. Им обоим предназначались жертвоприношения в виде цветов, благовоний, раскрашенных рисовых зерен. Зажигали масляные лампады, читали молитвы. Цель обряда заключалась в том, чтобы богиня, именуемая Шакти, вселилась в тело девушки и в сосуд с опьяняющим напитком. И девушка, и сосуд становились воплощениями Шакти. После пуджи начиналась оргия.

Аббат назвал увиденное им «нечистой формой поклонения». Сравнивая культ Шакти с оргиастическими культами Венеры, Бахуса, Осириса, Молоха и других языческих божеств, он не без раздражения заметил, что «индусы, привыкшие по своему обыкновению доводить все до крайностей, превзошли все народы мира, как древние, так и современные, в той выходящей за пределы понимания развращенности, которая пронизывает у них многие религиозные ритуалы» [Дюбуа, 1906, с. 288]. Надо полагать, христианского миссионера шокировали чувственные изваяния полуобнаженных «языческих» богов в индусских храмах или повсеместно распространенное поклонение лингаму Шивы и йони Парвати.

Конечно, в индуизме эротических элементов больше, чем в других конфессиях, но они играют символическую роль. В сознании верующих лингам и йони символизируют божественную созидательную энергию и ни в коей мере не рассматриваются как нечто развращающее. Наоборот, ортодоксальный индуизм решительно отвергает культы, подобные тем* что описал Дюбуа. В древних индусских источниках ритуальные половые сношения, потребление вина и мяса резко осуждаются. При этом культ женского созидательного начала, свободный от вакхических элементов, является неотъемлемой частью индусской религиозной доктрины.

Санскритское слово шакти у Дюбуа употребляется в двух значениях: название обряда и имя богини. Однако его изначальное значение: «мощь», «сила», «энергия». В ведийских текстах о шакти нередко говорят как о мистической силе, источником которой является женщина, или как об универсальном космогоническом принципе. Понятие шакти имеет не только теологическое, но и философское значение. Производное от него понятие «шактизм» означает широкое религиозно-философское течение, связанное с культом женского начала. Шактизм — сложное, противоречивое и, несмотря на длительную историю и большое влияние на все стороны индийской жизни, пока еще мало изученное явление.

 

Автор: В.А. Ефименко

 

Продолжение здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100