Портал Восток - официальный партнер хостинга Beget

Умный поиск

Существует распространенное мнение о том, что этап развития индийской религии, который наследует ведизму и брахманизму и который, как правило, и называется собственно индуизмом, определяется прежде всего возникновением триады богов, воплощающей собой всю полноту бытия и космического процесса, разворачивающегося тремя важнейшими стадиями — возникновением мира, его существованием и гибелью.

Подробнее...

На роль демиурга в «Ригведе» предлагаются богиня Вач, боги-ремесленники Тваштар и Вишвакарман, а также Брахманаспати (Брихаспати), «господин молитв», выступающий, однако, (Х.72) как кузнец, выковавший богов [Древнеиндийская философия, 1963, с. 30; Ригведа, 1972, с. 342]. В качестве первопричины и начала мира называется и некий космический человек Пуруша (Х.90).

Подробнее...

Важнейшей вехой на пути развития образа Нараяны стало его отождествление с Вишну, богом, известным по гимнам «Ригведы», в которых он играет внешне незначительную (если исходить из числа посвященных ему гимнов), но по существу весьма важную роль соратника Индры в его борьбе с Вритрой. Основным его деянием являются «три шага», которые он делает «для жизни» (см. Ригведа, VI.69,5 [Ригведа, 1972, с. 175]).

Подробнее...

Чрезвычайно характерно продолжение рассуждений в «Кайвалья-упанишаде». В попытке передать сущность Атмана автор опять-таки (как это было в «Майтри-упанишаде») прибегает к перечислению имен богов.

Подробнее...

В закреплении образа божественной триады большую роль, вероятно, сыграло учение о трех гунах, или универсальных свойствах мира, а именно: раджасе — энергии, активности; тамасе — тьме, инерции; caттвe — уравновешенности, ясности. Как свидетельствует «Майтри-упанишада»: ...поистине, та его часть (т.е. мира, или Праджапати. — А.Д.), которая из тамаса, это Рудра. Далее, о ученики, та его часть, которая израджаса, это Брахман. Далее, о ученики, поистине, та его часть, которая из саттвы, это Вишну. Поистине, он, этот единый, становится тройным, становится восемью, одиннадцатью, двенадцатью, [итак] до бесконечности... [Упанишады, 1967, с. 141 - 142].

Подробнее...

Окончательно образ Брахмы складывается в эпосе и пуранах. В «Махабхарате», как отмечает С.Л. Невелева [Невелева, 1975, с. 41], характеристика Брахмы как творца мира, обладателя созидательной функции является определяющей. В связи с этим с ним часто связываются более древние по происхождению имена, отражающие демиургическую функцию, — Праджапати (Владыка существ), Тваштри (Творец), Дхатри (Устанавливающий), Видхатри (Распределяющий). Вместе с тем, как полагает Э. Хопкинс, по наиболее архаическим представлениям эпоса Брахма одновременно и создатель, и хранитель, и разрушитель [Хопкинс, 1986, с. 189].

Подробнее...

Что же касается Вишну, то его образ неуклонно возвышается. Этот процесс, как отмечают исследователи, начинается в брахманах [Невелева, 1975, с. 21]. В них, в частности, развивается намеченная в «Ригведе» идея связи Вишну с жертвоприношением, и он начинает рассматриваться как его воплощение. В одном месте утверждается, что Праджапати, творец мира, имитировал Вишну [Брокингтон, 1992, с. 37], и это, возможно, является одним из самых ранних упоминаний демиургической функции Вишну.

Подробнее...

Параллельным и во многом сходным путем развивался шиваизм, хотя поэтапно проследить ход его становления как определенного течения, по мнению исследователей, труднее. С другой стороны, Рудра, который безоговорочно признается предшественником Шивы и одним из истоков шиваизма, очерчен в ранней литературе, в том числе в «Ригведе», гораздо ярче, чем Вишну.

Подробнее...

Совершенно очевидно, что Шива выступает в эпосе как вполне сформировавшаяся мифологическая фигура и один из главных богов, а точнее, главный бог наряду с Вишну. В связи с этим встает проблема взаимоотношения этих богов в эпосе, и здесь нам кажется вполне уместным воспроизвести посвященный этой теме фрагмент из книги Я. Гонды, следующего, в свою очередь, за Э. Хопкинсом: «И Вишну, и Шива по очереди и по усмотрению авторов признаются главными богами; оба время от времени воплощают Бога (т.е. единое космическое начало. — А.Д.).

Подробнее...

Что касается Брахмы, то его роль и положение в эпосе далеко не однозначны, что мы уже видели на примере его взаимоотношений с Вишну. То же самое можно сказать о нем и в связи с Шивой. С одной стороны, первенство Брахмы кажется неоспоримым: он порождает Шиву, приказывает ему выпить яд для блага мира, а Шива простирается перед Брахмой, прося дать имя сыну (Сканде); Сканда же только посредством дара Брахмы оказывается в силах победить демонов [Хопкинс, 1986, с. 198].

Подробнее...

Поскольку, как уже отмечалось, культ Брахмы не обрел популярности в индуизме (в Индии известны лишь два его отдельных храма), основное взаимодействие в культовой сфере происходит между шиваитами и вишнуитами. Несмотря на возникающие иногда конфликтные ситуации, в целом это взаимодействие развивается на примирительной, компромиссной основе. Более того, именно потому, что другой бог считается воплощением или аспектом первого, возникает необходимость почитать их обоих, причем характерным является подчеркнутое восхваление другого бога, уважительное, порой восторженное отношение к нему [Гонда, 1976, с. 97].

Подробнее...

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100