Портал Восток - официальный партнер хостинга Beget

Умный поиск

В конце XVIII в. французский миссионер аббат Дюбуа, путешествуя по Южной Индии, оказался свидетелем «отвратительного обряда, именуемого шакти» и рассказал о нем в своем объемистом сочинении «Нравы, обычаи и обряды индусов» [Дюбуа, 1906, с. 286 - 288]. Этот обряд напомнил аббату описания древнегреческих вакханалий. Жители деревни, собравшись ночью в лесу на большой поляне, совершали жертвоприношение богу Вишну и богине Шакти.

Подробнее...

Академическая наука занялась изучением шактизма в конце XIX в. Одним из первых исследователей, обративших внимание на шактизм, был англичанин Моньер-Вильямс (1819 - 1899), автор книги «Брахманизм и индуизм» (1891) [Моньер-Вильямс, 1891]. Моньер-Вильямс обнаружил в идее шакти глубокое мировоззренческое содержание. Он указал на глубокую связь шактизма и индуизма, отметил связь культа Шакти с такими важнейшими религиозно-этическими понятиями индуизма, как дхарма, карма, мокша и др.

Подробнее...

Изучение шактизма и тантры как системы взглядов сопряжено с трудностями, которые определяются размытостью их границ, эзотерическим характером тантры, недоступностью многих источников, противоречивостью ряда положений в самих тантрах, серьезными разногласиями среди ученых по многим ключевым аспектам. Попытки академического анализа всегда наталкиваются на чересчур эмоциональное отношение к проблеме.

Подробнее...

Для понимания того, как проходило становление этой религии, важно проследить эволюцию литературы, связанной с культом Шакти. Шактистская литература чрезвычайно обширна. Она так же стара, как вся письменная культура Индии. Создавалась она сначала на ведийском языке, затем на санскрите, на пракритах, на языках аборигенных этносов. Многие древние источники утеряны, и мы знаем о них только по упоминаниям в позднейшей литературе. Из того что сохранилось, только малая часть прочитана и изучена.

Подробнее...

Следует отметить, что идея космогонического любовного союза распространена в различных мифологиях. Мужское начало обычно ассоциируется с небом, а женское — с землей. Так, в самых древних пластах греческой мифологии утверждается; что все сущее, в том числе и боги, произошло от богини земли Геи и бога неба Урана. Подобные истории можно найти и у других древних народов.

Подробнее...

«Ригведа» и «Атхарваведа» сами по себе не могут считаться шактистскими сочинениями: в них лишь вызревали самые общие предпосылки необычного культа. К таким предпосылкам относится концепция космического брака и мистификация женского творческого начала. Гораздо богаче идеями, которые впоследствии станут ключевыми в шактизме и тантризме, поздняя ведийская литература, особенно упанишады и пураны.

Подробнее...

Наряду с шактистскими упанишадами, пуранами и тантрами культу богини также специально посвящены произведения и других жанров: сутры (собрания кратких сентенций, объединенных общей концепцией), бхашья (комментарии к каноническим текстам), стихотворные произведения. Кроме собственно шактистских и тантрических текстов идеи шактизма и тантризма содержатся в светской и научной литературе, например, в медицинских, эротологических, философских трактатах.

Подробнее...

Неоднозначное отношение господствующей религии к культу женского начала довольно рельефно отражается в разграничении в шактизме еще со времен упанишад двух видов обрядности, характеризуемых терминами дакшиначара и вамачара. В переводе с санскрита дакшиначара — это «обряд правой руки», a вамачара — «обряд левой руки». Слово ачара переводится не только как «обряд» или «ритуал», но также — «обычай», «традиция», «практика», «отношение». Почему так называются два направления? Что в них правого, что левого?

Подробнее...

Различаясь по форме, дакшиначара и вамачара сходятся в том, что высшей целью человеческого бытия является мокша, т.е. освобождение от пут материального мира и соединение с божественным Абсолютом, который находит свое воплощение в Шакти. Но методы достижения этой цели у них несколько отличаются. Для дакшиначары, как для индуизма и буддизма, благородный и недоступный для всех путь к освобождению от круговорота перерождений достигается ревностным исполнением своей дхармы, связан с аскетической практикой и отказом от чувственных удовольствий. Подход вамачары прямо противоположный. Не случайно ее часто называют культом секса, культом экстаза.

Подробнее...

В классическом индуизме каждая богиня идентифицируется со своим божественным супругом и рассматривается как воплощение его созидательной энергии; она будто инициирует благие дела своего мужа. Она его шакти. Он творит или изменяет мир, она ему помогает. Таким образом, термин шакти обозначает также творческую энергию мужского божества, олицетворяемую его супругой. Сарасвати — это шакти Брахмы, Лакшми — шакти Вишну, Рати — Камы и т.д.

Подробнее...

Своеобразно преломились шактистские идеи в культе Кришны, которого считают одной из авашар (ипостасей) Вишну. В средневековой кришнаитской мифологии он популярен в образе деревенского пастушка. Любовь к нему заставляет женщин забывать все на свете. Оставив мужей и домашние дела, они бегут к нему в лес и в состоянии экстаза танцуют с ним на берегу реки Ямуны.

Подробнее...

Элементы зависимого шактизма находят не только в индуизме, но и в буддизме. Здесь наиболее популярное женское божество — Тара («Спасительница») выражает идею безграничного сострадания. Она — шакти Авалокитешвары, одного из главных бодхисаттв в мифологии тибетского буддизма, которому присваиваются черты бога-творца и бога-спасителя.

Подробнее...

Нет сомнения в том, что в истории индийской культуры шактизм и тантризм всегда были тесно связаны и дополняли друг друга. Это дает повод многим авторам рассматривать тантру только в русле щактизма, фактически объединяя их в одну традицию. Большинство исследователей считают, что тантризм — это практика шактизма, основанная швамачаре.

Подробнее...

Суть тантрического метода состоит в достижении экстатических состояний ради «единения с богиней» и обретения «освобождения». Путь к «единению» может быть и весьма примитивной оргией, как та, что описана аббатом Дюбуа, и колоритным театрализованным действом, как в чакра-пудже, и сугубо индивидуальным длительным погружением в бездну собственного «Я», когда в атмосфере экстатической отрешенности звучит неслышимое, видится незримое, в теле мужчины просыпается женщина, а в слабом женском теле пробуждается всеохватывающая божественная энергия.

Подробнее...

Еще один важный момент характеризует метод тантры. Д. Чаттопадхьяя утверждал, что йога-садхана тантризма при правильном понимании оказывается не чем иным, как отчаянным усилием реализовать в себе женское начало. Это самовоспитание, предназначенное для преобразования основных черт личности и сознания из мужского в женское [Чаттопадхьяя, 1961, с. 308].

Подробнее...

Шактизм как система религиозных и философских взглядов, возникшая из представлений о шакти как о женской созидательной энергии, самостоятельной религией не считается. Наряду с вишнуизмом и шиваизмом шактизм традиционно рассматривается как течение в индуизме. Конечно, если сводить шактизм к дакшиначаре, то особенной религией его считать не следует.

Подробнее...

Кроме отмеченных атрибутов самостоятельной религиозной системы отметим еще ряд черт. Индуизм вообще и шактизм дакшиначары в частности — храмовые культы, хотя чрезвычайно важны и обряды у домашних святилищ. Эзотерическую тантру отличает отсутствие собственных храмов; местом отправления культа может быть уединенное место в лесу, в горах или на берегу реки, а также на месте кремации. Велика роль жреца или гуру, который проводит обряд инициации и отвечает за постепенное вовлечение адепта в тайну приобщения к Шакти.

Подробнее...

Тантризм чрезвычайно насыщен символикой. Символы характерны для любой религии, но, пожалуй, ни в одной конфессии нет таких длинных и сложных ассоциативных рядов, как в тантре. Объяснить это можно эзотерическим характером тантризма, его магическими истоками и сложной связью ритуала с философскими конструкциями. Оргиастическому ритуалу требовалось засекречивание своей сути в символах, а символы засекречивались другими символами. Смысловая структура шактизма многослойна и рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего.

Подробнее...

В основе шактистской онтологии лежит история космического брака Шивы и Шакти. Для индийской философии вообще характерно смешение мифологических образов и философских категорий, и шактистская космогония не исключение. Между тем в ней ясно выражена тенденция к категориальному мышлению. И мифологическая логика легко преобразуется в философскую.

Подробнее...

В этике философия шакти-тантры проповедует наслаждение радостью бытия, в отличие от популярных ведантийских и буддийских учений, которые идеализируют отказ от чувственных удовольствий, воздержание и аскетизм. Гедонизм тантры носит эротический и экстатический характер.

Подробнее...

В шакти-тантре не столь строгое, как в индуизме, отношение к кастовым перегородкам. По сути своей она всегда была антикастовым течением общественной мысли. Ее открытость для представителей всех слоев индийского общества, особенно для женщин, помогала, так же как в свое время буддизму, противостоять брахманической ортодоксии. Тантризм при всей своей замкнутости всегда ассоциировался с внутренней свободой.

Подробнее...

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100