Портал Восток - официальный партнер хостинга Beget

Умный поиск

Подобно любой религиозной системе, индуизм предлагает своим адептам пути спасения, понимаемого как освобождение индивидуальной души из круга перерождений и слияние с Абсолютом (мокша). По мнению древних и раннесредневековых авторов, таких путей (марго) три: джняна — изучение священных текстов, богопостижение с помощью высшей интеллектуальной деятельности; карма — неуклонное следование кастовой дхарме, строгое выполнение всех предписанных традицией обрядов; наконец — бхакти, толкуемое как сопричастность богу, преданность и мистическая любовь к нему.

Подробнее...

Подлинная история бхакти как комплекса мистических учений в индуизме начинается в VI - VII вв. н.э. на Юге, в стране тамилов. Именно здесь была создана богатейшая литература, гимны поэтов — шиваитов (наянаров) и вишнуитов (альваров), для которых бхакти уже означало самую широкую гамму чувств, испытываемых адептом в отношении бога — Шивы или Вишну.

Подробнее...

Развитие бхакти как мистического течения в индуизме ряд исследователей связывают с развитием феодализма на Юге [Пятигорский, 1962, с. 78], при этом М.Г.С. Нараянан и К. Веллутхат обращают внимание на то, как глубоко проникла в поэзию и мистический опыт тамильских бхактов терминология феодального служения [Нараянан, Веллутхат, 1978, с. 52]. Добавим к этому, что развитие южноиндийского бхакти было, видимо, связано и с необходимостью для индуизма отстоять свое влияние от посягательств буддизма и джайнизма: во многих сочинениях тамильских бхактов оба эти учения подвергаются критике [Пятигорский, 1962, с. 135 - 136].

Подробнее...

Следующим пунктом на пути распространения бхакти стала Махараштра, где возникли два направления — маханубхавы и варкари. Первое из них офомилось в 60-е годы XIII в. под духовным руководством Чакрадхара. Для воззрений маханубхавов были характерны монотеизм в сочетании с обожествлением трех гуру — Чакрадхара, его гуру Гундам Раула и Чангдев Раула, гуру последнего, резкое отрицание кастовых различий, призыв к аскетизму и отказу от всего мирского.

Подробнее...

По сути дела, к началу своего развития на Севере бхакти уже было зрелым, сложившимся направлением религиозной мысли, основные характерные черты которого мы могли бы изложить следующим образом. Мистицизм (прямое, без посредников в лице профессионального священно-служителя, общение верующего с богом) является сердцевиной религиозной практики бхакти, главным видообразующим качеством, отличающим бхакти от джняна-марги и карма-марги. Восходя к древним, шаманским ритуалам и многое заимствуя из них (прежде всего — прямой контакт человека с божеством и технику экстаза, включая танцы, песнопения, радения и т.д.), мистицизм бхакти с течением времени довольно далеко отошел от своих основ, значительно разнообразил духовную практику и эмоциональный настрой [Бычихина, Дубянский, 1987, с. 49], отказался от использования таких стимуляторов, как галлюциногенные вещества, столь часто применяемые шаманами.

Подробнее...

Начало распространения идей бхакти на Севере (включая часть Центральной Индии, Северо-Запад, Раджпутану и Гуджарат, т.е. современный «пояс хинди») относится примерно к XV в. Оно было связано с целым рядом важных социально-культурных изменений, о которых стоит упомянуть особо. Многие исследователи полагают, что появление в указанном регионе сект и общин, проповедовавших бхакти, было либо прямым результатом воздействия ислама [Чанд, 1954, с. 106 - 108], либо, напротив, попыткой индуизма защититься от мусульманского влияния, «бальзамом на раны индуизма» [Паниккар, 1954, с. 143; Джоши, 1970, с. 5 - 9].

Подробнее...

С самого начала своего развития на Юге бхакти, как уже отмечалось, разделилось на два потока — шиваитский и вишнуитский; Севером был воспринят главным образом последний. Возможно, это объяснялось изначально большим распространением на Севере именно вишнуизма (хотя так было не везде, пример — Кашмир), а также включением в вишнуитскую традицию ряда племенных культов, причем эти племена составили основу государственных образований (например, ядавы, вришнии, абхиры, с божествами которых был непосредственно связан культ Кришны).

Подробнее...

Пожалуй, не будет преувеличением отметить, что именно на Севере это направление средневекового индийского мистицизма достигло расцвета и приняло наиболее совершенные формы. Мистический опыт поэтов-кришнаитов, зафиксированный в их произведениях, поражает разнообразием эмоциональных состояний, глубоким проникновением во внутренний мир адепта и одновременно вниманием к миру внешнему (а он, согласно Валлабхачарье, неотделим от бога). Кришна у поэтов «Аштачхап» такое же местное божество, как Шива, Вишну или Муруган у южноиндийских мистиков, но с той разницей, что последние просто привязывали его к тому или иному храму, а у североиндийских бхактов Кришна живет в Брадже, запросто приходит в гости к своим верным почитателям [Сазанова, 1992, с. 140, 170, 185]; он — неотъемлемая часть той обыденной деревенской жизни, которой живут все жители Браджа и сами поэты.

Подробнее...

Второе направление сагуна-бхакти, связанное с почитанием Рамы, развилось несколько позже кришнаитского и оказалось, пожалуй, эмоционально беднее. Великий эпос древней Индии неоднократно излагали и в «официальном» индусском, и в буддийском, и в джайнском духе. Среди его интерпретаций на основе вишнуитского бхакти следует отметить знаменитую тамильскую «Рамаяну» Камбана (между IX и XII вв.), бенгальский вариант Криттибаша Оджхи (XV в.), а на Севере — «Рамаяна-катху» Вишнудаса на языке брадж, датированную 1442 г. [Мак-Грегор, 1991, с. 181 - 196], и отличающуюся несомненными литературными достоинствами и оригинальностью поэму «Рамачандрика» Кешавдаса. Но главная книга рамаитского бхакти, почитаемая и любимая везде, на Севере и за его пределами, — это, безусловно, «Рамачаритаманаса» Тулсидаса (ум. ок. 1623 г.).

Подробнее...

Анализируя социально-этические взгляды наиболее крупных проповедников ниргуна-бхакти, многие исследователи справедливо обращают внимание на преимущественно городской характер этого течения и на преобладание в нем ремесленников и торговцев [Лоренцен, 1995, с. 23 - 24; Чандра, 1983, с. 17]. Не отрицая кастовой организации как таковой, многие санты выступали против деления на «чистых» и «нечистых», социальной приниженности и дискриминации тех каст, к которым сами принадлежали.

Подробнее...

Возникновение в индуизме такого комплекса течений, как бхакти, отражает, по нашему мнению, общеисторический закон, согласно которому религия, равно как и вся духовная сфера, в той или иной форме реагирует на социальные изменения и, в свою очередь, влияет на них. На каждом конкретном этапе общественной эволюции обозначалось несоответствие между закрепленными данной религией способами богопочитания, нормами духовной и социальной жизни верующих, с одной стороны, и реальными процессами — экономическими, социокультурными, этническими — с другой.

Подробнее...

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100