Портал Восток - официальный партнер хостинга Beget

Умный поиск

Каноническая литература древних индийцев, равно как и сравнительно более поздние тексты, сложившиеся отчасти на основе вед, отчасти же в достаточной мере самостоятельно, обнаруживает в своем формировании некоторые характерные черты, присущие и памятникам других религий. Зафиксированный в этих текстах миф, по преимуществу нарративного характера, дополняется сведениями и пояснениями, связанными с развитием соответствующей догматики и дидактики. Ритуал же, наряду с более конкретными традиционными пояснениями практического, «внешнего» характера, сходным образом подвергается более отвлеченному осмыслению, в известной мере приобретая символическое «внутреннее» значение.

Подробнее...

Традиционное деление значительной части индусского наследия на шрути («услышанное» божественными мудрецами свыше, т.е. сам ведийский канон) и смрити («запомненное» из уст того или иного авторитета - обширная, отчасти достаточно независимая от вед литература, представленная различными жанрами) во многом определяет содержание и оформление соответствующей дидактики. В рамках ведийского канона поучения эти связаны прежде всего с натурфилософским осмыслением мира, со сведениями о богах и acypax, об их месте в мироздании, их функциях и этическом облике. Другой обширный пласт свидетельств связан здесь с миром ритуала.

Подробнее...

Среди названных принципов дхарма, пожалуй, является наиболее многозначным и емким, в наибольшей мере способным совмещаться с каждым из остальных и дольше всех сохраняющим свою актуальность на жизненном пути. Многозначность этого слова явственно прослеживается в истории индуизма (как и возникшего в его недрах буддизма), и следует оговорить некоторые оттенки его значения.

Подробнее...

В принятой нами здесь (и сравнительно более употребительной) последовательности происходит постепенное сокращение семантического поля соответствующих принципов. Это видно уже на примере следующей за дхармой артхи («цели», «пользы», «выгоды»). Затрагивая широкую сферу повседневных дел, она вместе с тем очевидно уступает дхарме в объеме значений. Тот или иной поступок оценивается здесь исходя прежде всего из сугубо прагматического принципа - пользы или вреда в житейском, материальном плане.

Подробнее...

В следующем из четырех принципов - каме - происходит дальнейшее сужение семантического поля и сферы соответствующих поучений. Традиционное определение: Кама - действие, приятное для слуха, осязания, зрения, вкуса, обоняния (К 2.11 [Ватсьяяна, 1993, с. 51]) хоть и трактует это понятие несколько шире, но добавляет характерные оговорки (связь с «особыми прикосновениями» - К 2.12), соответствующие обычному словоупотреблению. Во всяком случае, этот принцип оценивает поведение человека с точки зрения его чувственного удовлетворения, и совокупность отношений между полами (затрагивающая и дхарму, и артху) рассматривается здесь именно в «гедонистическом» плане.

Подробнее...

Здесь мы переходим к столь часто противопоставлявшемуся каме четвертому, заключительному принципу (мокша) — освобождению от земных привязанностей и страданий и соответственно достижению высшего, просветленного состояния, слиянию с высшим началом. Состояние «освободившегося» чаще связывалось с завершением жизненного пути, но, согласно индусской догматике, оно возможно и в более ранние годы; такого человека называли jivanmukta («освободившийся при жизни»).

Подробнее...

Как мы видели, несмотря на очевидное противостояние, можно говорить о весьма тесной связи мокши с другими принципами поведения (пожалуй, за исключением apтxи, которой она как бы максимально внеположена). Являя собой закономерное завершение пути дхармы, она вместе с тем многообразно связана с камой, как на уровне свидетельств мифа и ритуала, так и на психологическом (можно полагать, отчасти бессознательном) уровне.

Подробнее...

Не менее актуально звучат подчас — на ином уровне поведения — заповеди артхи. Рекомендуемый Каутильей образ действий царя не раз уже сравнивался с наставлениями «Государя» — трактата итальянского писателя и политика Макиавелли (1469 - 1527): Государь... нередко вынужден отступать от добра ради того, чтобы сохранить государство... добрые дела могут ему повредить [Макиавелли, 1982, с. 357].

Подробнее...

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100