Место «Бхагавад-гиты» в индийской традиции очевидно и вместе с тем загадочно. Немного можно назвать произведений, сопоставимых с нею по значению. Однако, обладая высочайшим, непререкаемым авторитетом в глазах индусов, эта небольшая по объему поэма во многих отношениях остается камнем преткновения для исследователей индийской культуры.

Подробнее...

Обратимся сначала к тем двум концепциям, что сложились в ходе изучения «Песни о Бхагавате». Основа первой из них— представление о «Гите» как о внутренне неоднородном произведении, которое наряду с первоначальным «ядром» содержит многочисленные дополнительные слои. Что же касается второй, то ее сторонники убеждены в целостности «Гиты».

Подробнее...

Что же касается содержания, то с ним дело обстоит значительно сложнее. Если по стилю речь Кришны — главного героя «Гиты», действительно во многих случаях строится в соответствии с брахманистскими формулами, в частности артхавадой (разъяснение смысла обряда), то проповедь, обращаемая им к своему собеседнику Арджуне, развертываемое Кришной-Бхагаваном учение о трех путях к освобождению: пути знания (джняна), пути бескорыстного действия (карма) и, наконец, пути любви к божеству (бхакти) — все это, а особенно мысль о равноценности этих способов обрести блаженство, весьма далеко от классического брахманизма.

Подробнее...

Интерпретируя такой сложный и многослойный памятник, как «Песнь о Бхагавате», нельзя не вспомнить и о самой простой, событийной его стороне, о сюжете поэмы, неразрывно связанном с сюжетом «Махабхараты». Ведь «ослабление дхармы» становящееся прологом к появлению Кришны, это не только символ, но и вполне реалистически написанная страшная картина войны и массового смертоубийства, которой открывается «Гита».

Подробнее...

Хорошо известно, что в индийской традиции образ «восстановления», возвращения к идеальному прошлому не только многозначен, но и нередко выполняет весьма важную функцию. И эта функция не просто сложнее, чем «восстановление» чего бы то ни было в буквальном смысле слова, но зачастую носит прямо противоположный характер.

Подробнее...

В самых разных учениях — ортодоксальных и неортодоксальных — присутствуют подобные мотивы. Боги зависят от обрядов, боги не способны помочь человеку обрести освобождение; наконец, согласно джайнскому учению, бог даже не в состоянии сам достичь нирваны, не родившись предварительно человеком. Но отрицать их реальное существование — такого мы не встретим нигде, кроме мимансы.

Подробнее...

Однако не везде распространение брахманизма происходило в соответствии с учением мимансы. Подобное было возможно только при одном непременном условии — активной роли брахманов, переселявшихся из северных и центральных, традиционно арийских земель. Эти переселенцы, носители «подлинной» брахманистской традиции, играли в таком случае роль ведущих, а аризируемые местные жители — роль ведомых. Именно такая ситуация сложилась, по-видимому, в Калиюге в первые века нашей эры.

Подробнее...

В ведантистской традиции нельзя не заметить своеобразный плюрализм: те, кто все еще находится во власти майи, вполне могут, согласно воззрениям адвайты, ограничиться почитанием иллюзорных, но зато зримых и понятных личин Абсолюта. Потому-то Шанкара поставил перед своими эмиссарами совершенно разные задачи: каждый из них должен был проповедовать какую-то одну форму индусского культа — нести усеченную, ограниченную истину. Параматха Каланала проповедовал в Варанаси культ Шивы, Лакшмана и Хастамалака — культ Вишну в Канчи, Дивакара учил сауров, а Трипуракумара — шактистов, Гириджапутра стал руководителем ганапатитов (ганапатья), а Батуканатха — капаликов.

Подробнее...

Что же касается классификации путей, ведущих к освобождению, которую Кришна предлагает Арджуне, то адвайта не что иное, как откровенный и радикальный вариант джняна-йоги. Однако йога знания также представляет собой определенного рода практику. В этом смысле несходство веданты и мимансы — это различие не между философией созерцания и философией действия, как это нередко утверждалось исследователями, а различие между двумя концепциями действия. Мимансаки вели речь о практике брахманистских обрядов, предназначенной для всех, кому ее не запрещает закон, адвайтисты же — о практике эзотерической, доступной немногим избранным.

Подробнее...

В контексте этих противоречий роль «Бхагавад-гиты» должна представиться нам несколько менее загадочной. Для классиков «гитоведения» не подлежало сомнению, что исходная концепция, выражением которой стала поэма, представляла собой вариант теизма. Эта традиция пережила своих создателей: и сегодня «теизм» «Бхагавад-гиты» — общее место в индологической литературе.

Подробнее...

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Яндекс.Метрика

Рамблер / Топ-100