Параллельным и во многом сходным путем развивался шиваизм, хотя поэтапно проследить ход его становления как определенного течения, по мнению исследователей, труднее. С другой стороны, Рудра, который безоговорочно признается предшественником Шивы и одним из истоков шиваизма, очерчен в ранней литературе, в том числе в «Ригведе», гораздо ярче, чем Вишну.
Представляя его фигуру, Т.Я. Елизаренкова пишет: «Характерная особенность этого бога, являющегося персонификацией грозы, особенно ее разрушительной силы (Рудра считается отцом Марутов — божеств грома и молний), — его яростный, неукротимый нрав. Рудра — убийца с чертами каннибализма. Его просят не нападать, не убивать в ярости мужей (ср. Ригведа IV.3,6...), ни большого, ни малого, ни растущего, ни выросшего, ни отца, ни матери, не наносить вреда телу, семени, жизни, коровам и лошадям. Смерть исходит от Рудры непосредственно или через лихорадку, яд и т.п. (интересно, что Рудра живет на севере, с которым, как и с западом, связано все плохое и гибельное, тогда как другие боги обитают на востоке). К нему обращаются с просьбой о пощаде. Этот бог воплощает деструктивное начало, и единственное действие созидательного характера, о котором его просят, заключается в награждении лекарством, способным дать долгую жизнь... Отсюда другая характерная его черта: Рудра — целитель, лучший из врачей... Одно из средств Рудры против слабости — дождь с его оплодотворяющей силой. Вместе с тем Рудра вообще неотделим от представлений о плодородии и жизни. Он связан с зооморфными символами сексуальной мощи — с вепрем и быком...» [Ригведа, 1972, с. 344].
Упомянутые особенности Рудры, его одиночество, несвязанность с другими богами, заставляют предположить значительную роль неарийского субстрата в процессе формирования его образа. Чрезвычайно показательно в связи с этим то, что Рудра, в отличие от Вишну, не вступает в конфликт с демонами. Он никогда не принимает участия в воинских подвигах марутов, хотя является их отцом. Напротив, он ассоциируется с разнообразными существами, имеющими явно демоническое происхождение, и выступает в роли их предводителя. Нередко они понимаются как его порождение и двойники. Из этого сонма выделяются Шарва и Бхава, которые затем стали дубликатами Рудры и взаимоотождествились, хотя иногда понимаются и как отличные от него фигуры [Гонда, 1976, с. 3 - 4]. Различие этих имен, как отмечает Г.М. Бонгард-Левин, было вызвано тем, что Рудра был почитаем в двух разных районах: Шарвой его именовали прачьи (жители Востока), Бхавой — население Вахики (Северо-Западная Индия), которая считается одним из древнейших очагов шиваизма и тех небрахманических культов, которые затем стали называться тантрическими [Бонгард-Левин, 1993, с. 167 - 168].
Учитывая грозный характер Рудры, следует считать естественным применение к нему умилостивительных эпитетов, из которых следует выделить Шамбху («Благодатный», «Добрый») и Шива («Благосклонный»). Последний, однако, относящийся к Рудре в «Ригведе» (Х.92,9), встречается в связи с другими богами [Гонда, 1976, с. 5], но постепенно становится исключительной собственностью Рудры. В дальнейшем же, как известно, имя Рудра сохраняется как одно из многочисленных имен Шивы.
Одним из свидетельств возвышения Рудры в древнее время может считаться гимн из «Яджурведы», получивший название «Шатарудрия», содержанием которого является восхваление Рудры, перечисление многих его свойств и имен. Заслуживает внимания одна деталь гимна: Рудра называется носителем жертвенного шнура, что, скорее всего, подразумевает его роль заказчика ведийских жертвоприношений. А это, без сомнения, поднимает его до царского статуса, что подкрепляется другими характеристиками Рудры: «предводитель армий», «властитель земель», «громко-кричащий предводитель воинов-пехотинцев», «победитель» и т.п. [Нараяна Айяр, 1974, с. 5 - 6]. Вместе с тем Рудра выступает как покровитель воров, грабителей, тех, кто крадется по ночам, что, по мнению Нараяна Айяра, означает его роль бога, наказывающего людей [там же, с. 6].
Как бы то ни было, Рудра никогда не изменяет агрессивным, опасным чертам своей натуры, и в последующий период, период брахман, они лишь усиливаются. В «Айтарея-брахмане» о Рудре говорится как о воплощении всего жуткого, о том, что он был создан богами для того, чтобы наказать самого Праджапати. В брахмане приводится история о том, как Праджапати воспылал недозволенной страстью к своей дочери Ушас и боги сотворили Рудру, который пронзил его (видимо, стрелой, орудием, присущим ему издревле) [там же, с. 20 - 21].
В «Шатапатха-брахмане» злое начало в Рудре особенно подчеркивается. Он даже понимается здесь как злой дух, рыскающий повсюду и способный разрушить жертвоприношение, вследствие чего брахмана предписывает целый ряд ритуальных мер предосторожности и защиты от Рудры, которые включают умилостивление его и приношение ему пищи [там же, с. 25 - 26].
Положение явно меняется в упанишадах, где, как мы уже отмечали, Рудра начинает выходить на первый план в качестве одного из богов, воплощающих собой Абсолют, космическое духовное начало (Брахман-Атман). Его образ расцвечивается иконографическими и мифологическими подробностями, но о полномасштабном его формировании можно говорить лишь в связи с эпосом и пуранами.
В заключительной части «Дрона-парвы», когда на поле битвы появляется фигура некоего необычного воина, Вьяса просвещает Арджуну: Ты видел, о Паршха, Шанкару, — первопричину происхождения (всех) Праджапати, того всемогущего мужа, наделенного великой мощью, — воплощение небес, земли и воздушного пространства, божественного владыку, покровителя вселенной, безраздельного повелителя и подателя даров! Иди под защиту к тому богу, изначальному источнику всего сущего, владыке вселенной! —к Махадеве (Великому богу), наделенному высочайшей душою, единственному владыке, с заплетенною косою на голове, приносящему благо; трехглазому и могучерукому, (именуемому) Рудрой, с хохолком на макушке и облаченному в рубище, дающему своим поклонникам желанные дары по своей милости [Махабхарата-VII, 1992, с. 450 - 451].
В продолжении этого весьма длинного описания подробно представлены мифология и иконография Шивы, его функции и особенности, его имена и атрибуты. Этот фрагмент словно синтезирует всю традицию культа и описания Рудры-Шивы, начиная с древнейших времен. Здесь встречаются пассажи, перекликающиеся с гимнами Рудре из «Ригведы», с гимном «Шатарудрия», с соответствующими фрагментами брахман и упанишад (реминисценции описания Пуруши). Сохраняются и подчеркиваются зловещие, устрашающие характеристики Шивы, его аспекты воина, предводителя войск. Кстати, в отличие от ведийского Рудры, не вступавшего, как отмечалось выше, в битву с асурами эпический Шива — известный губитель демонов (одно из наиболее известных его имен — Трипурантака, «Сокрушитель трех городов [асуров]»).
Автор: А.М. Дубянский