Изучение шактизма и тантры как системы взглядов сопряжено с трудностями, которые определяются размытостью их границ, эзотерическим характером тантры, недоступностью многих источников, противоречивостью ряда положений в самих тантрах, серьезными разногласиями среди ученых по многим ключевым аспектам. Попытки академического анализа всегда наталкиваются на чересчур эмоциональное отношение к проблеме.
Известный ученый Браджмадхава Бхаттачарья, который с детства воспитывался в тантрическом окружении, в своей автобиографической книге «Мир тантры» пишет: «Тантра есть нечто личностное и в то же время открытое и универсальное. О тантре нельзя рассказать, ее нельзя описать. Тантру нужно передавать по наследству, делиться ею. Она не легенда, не сплетня, не россказни; она — история, традиция, нечто исконное. Тантра прагматична и познаваема индивидуально; в то же время она достояние общества, общины, племени. Тантра объективна и субъективна. Тантра — материалистический идеализм и реалистический мистицизм» [Бхаттачарья Б., 1988, с. XIII]. Ученый-тантрик уверен, что о тантре нельзя судить со стороны: «Это все равно что изучать химию без лаборатории или астрономию — не глядя на звезды» [там же, с. 31].
Тем не менее традиции академического подхода, заложенные Дж. Вудроффом, успешно развиваются. В современной индологии шактизм и тантра предстают как оригинальные и самобытные явления не только индийской, но и мировой культуры. Большинство исследователей рассматривают шактизм как сложный комплекс мифологических представлений, религиозных взглядов, ритуалов и философских концепций, в основе которых лежит представление о женской космогонической энергии, творящей все сущее и во всем сущем проявляющей себя. Тантра же рассматривается как метод поклонения, при котором происходит или мысленное единение верующего с богиней, или реальное — с женщиной, которая выступает в роли богини.
Однако, несмотря на то, что опубликованы некоторые источники, описаны различные идейные течения и секты шактизма, выявлено своеобразие шактистской философии и тантрического искусства, в трактовке многих важнейших вопросов нет единства. Поражает разнообразие представлений о сущности термина шакти, оценок шактизма как религии, философии, образа жизни, его влияния на другие идейные течения, его соотношения с тантрой. В чем же смысл этого понятия и какова его роль в индийской культуре? Каково место тантрических источников среди духовной литературы древней и средневековой Индии? Почему культ Шакти на протяжении многих столетий сохранял элементы, вызывающие резкое неприятие со стороны приверженцев других конфессий? Можно ли считать шактизм ветвью индуизма или это достаточно самостоятельное направление в индийской культуре? Что в этом культе действительно ценно, а что, как говорил Дюбуа, относится к крайностям, выходящим за пределы понимания нормального человека? Исчерпывающе ответить на эти вопросы невозможно, поэтому попытаемся только обозначить пути их решения, рассматривая шактизм и тантру в их отношении к индуизму.
Автор: В.А. Ефименко