Портал Восток - официальный партнер хостинга Beget

Умный поиск

Для понимания того, как проходило становление этой религии, важно проследить эволюцию литературы, связанной с культом Шакти. Шактистская литература чрезвычайно обширна. Она так же стара, как вся письменная культура Индии. Создавалась она сначала на ведийском языке, затем на санскрите, на пракритах, на языках аборигенных этносов. Многие древние источники утеряны, и мы знаем о них только по упоминаниям в позднейшей литературе. Из того что сохранилось, только малая часть прочитана и изучена. Обширна ее география, охватывающая весь субконтинент и выходящая за его пределы. Культ Шакти был распространен на всей территории Индии. Особенно популярным он был в Бенгалии, Ассаме, Южной Индии, а также в Тибете. Его влияние обнаруживается и за пределами Индостана, например, в Камбодже и на Яве.

Расцвет культа Шакти относится к средневековому периоду, но истоки его обнаруживаются в древнейших памятниках индийской культуры «Ригведе», «Атхарваведе», упанишадах и пуранах, а также в магической практике аборигенных сообществ.

В «Ригведе» имя Шакти упоминается только один раз; в одном из гимнов (Х.127) ее называют матерью всех человеческих существ и представляют воплощением всеохватывающей силы, вседержительницей (см. также [Радхакришнан, 1993, с. 662]). Но в ведийских источниках мы находим множество гимнов, обращенных к другим женским божествам с молитвами об увеличении плодородия почвы, поголовья домашнего скота и рождении здорового потомства. Подразумевалось, что энергия, которой обладает богиня, будет дарована и земле, и корове, и смертной женщине. За этим и обращались к «матери всех богов» Адити, богине земли Притхиви, супруге «царя богов» Индры — Индрани, богине зари Ушас и ко многим другим.

За исключением Ушас, женские богини в ведах обрисованы довольно схематично; они существуют скорее номинально, в мифических сюжетах гораздо активнее мужские божества. Тем не менее они играют важную роль в космогонических гимнах. Так, женское космогоническое начало олицетворяет Притхиви— деифицированная земля. Ее имя буквально значит «широкая». Некогда Притхиви и ее божественный супруг Дьяус, который олицетворяет небо (его имя значит «дневное светило», «день»), были слиты воедино, но затем разделились и, как говорится в «Ригведе» (1.159,2), стали родителями всего сущего, в том числе и богов: Двое родителей с прекрасным семенем создали для потомства Землю, широкую, бессмертную, с далекими просторами. Но этим их созидательная функция не была исчерпана. Дьяус продолжает оплодотворять Притхиви, изливая в нее семя в виде дождя, а она непрерывно порождает все живое, принося людям изобилие и благоденствие.

 

Автор: В.А. Ефименко

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100