Суть тантрического метода состоит в достижении экстатических состояний ради «единения с богиней» и обретения «освобождения». Путь к «единению» может быть и весьма примитивной оргией, как та, что описана аббатом Дюбуа, и колоритным театрализованным действом, как в чакра-пудже, и сугубо индивидуальным длительным погружением в бездну собственного «Я», когда в атмосфере экстатической отрешенности звучит неслышимое, видится незримое, в теле мужчины просыпается женщина, а в слабом женском теле пробуждается всеохватывающая божественная энергия.

Наиболее распространенная форма ритуала — шакти-пуджа —представляет собой поклонение шактистским богиням, особенно Парвати, Кали, Дурге. Пуджа бывает коллективной и индивидуальной, кратковременной (достаточно лицезрения богини) или длящейся всю ночь, соответствующей индусским канонам или с элементами вамачары. Иногда это долгий процесс углубленной многоступенчатой медитации. Обычно пуджа включает в себя освящение места поклонения, украшение божества, молитвы, жертвоприношения, ритуальное принятие пищи.

Чаще обряд посвящают богиням демонического облика. Если обряд включает панча-ма, его называют тантра-пуджа. Тантрики совершают пуджу в одиночестве или со своей постоянной партнершей, которая играет роль Шакти, реже коллективно, как в чакра-пудже. Более высокий уровень поклонения называется шакти-йога или тантра-йога, он включает некоторые приемы классической йоги, но отличается от нее ориентацией на женское начало. Обряды тантра-йоги насыщены разнообразной и сложной символикой, глубоким философским содержанием. Если в пудже внимание шактов направлено на изображение богини и на точное выполнение церемониальных предписаний, то во втором случае стараются «уйти в себя». Усилия верующего нацелены на мобилизацию психических и физических потенций организма ради преодоления привязанности к материальному окружению, направлены на пробуждение дремлющей в теле человека Шакти и слияние с божественным Абсолютом.

Термины тантра-пуджа и тантра-йога фактически обозначают два аспекта одной ритуальной практики — экстравертный и интровертный. Тантра-йога доступна не всем, она требует длительной подготовки, и тот, кто достигает в ней совершенства, считается святым. Этот уровень предполагает замену физических действий «мысленной визуализацией». Богине преподносят жертвоприношения и соединяются с нею в чувственном экстазе лишь в воображении. Важнейшей частью ритуала считается пробуждение Шакти внутри самого тантрика. В этой наиболее рафинированной форме тантра представляет собой серию приемов, которые очень близки к приемам йоги. В тантре-йоге так много похожего, что часто используют термин тантра-йога или тантрическая йога. Эту последнюю ступень способен освоить не каждый, и ее по праву можно считать высокой тантрой. Высокая тантра ритуал не коллективный, а глубоко личностный. Главная цель тантрической йоги — пробуждение в организме мистической силы кундалини, которая дремлет, свернувшись змейкой, в теле тантрика. Кундалини — это энергия Шакти, присутствующая в каждом человеке, но разбудить ее способны только тантрики высшей квалификации.

Пробуждение кундалини требует от тантрика серьезной подготовки твердой веры в космогоническую силу Шакти, целеустремленности и высокой степени концентрации. В ходе медитации силой мысли тантрик поднимает кундалини вверх по шести чакрам, которые расположены вдоль позвоночного столба и являются «центрами психофизической энергии». Чакры изображают в виде лотосов, нанизанных на нервный ствол, идущий вдоль позвоночного столба; ствол называют сушумна. Верхний конец сушумны упирается в макушку, где находится «обитель чистого сознания Шивы» — тысячелепестковый лотос сахасрара. Когда кундалини поднимается в сахасрару, Шакти соединяется в космическом блаженстве с Шивой и тантрик достигает «освобождения». При этом тантрик может вообразить себя Шивой или даже мысленно превратиться в Шакти.

Таким образом, метод тантры может быть построен либо на ритуале вамачары со всеми ее запретными элементами, либо на глубокой йогической медитации. Немецкий ученый Т. Гудриан определил эту форму медитации как совокупность психосоматических упражнений, нацеленных на пробуждение в организме мистической энергий и соединение ее с «чистым сознанием Шивы» [Гупта, Хоёнс, Гудриан, 1979, с. 6]. Несколько иначе высказался Пранаб Бандьопадхьяя: «Тантра — культ экстаза, сконцентрированного на видении (vision) космической сексуальности» [Бандьопадхьяя, 1990, с. 8]. Оба определения дополняют друг друга и довольно точно раскрывают суть тантрической медитации: достижение экстатического состояния, при котором адепт мысленно растворяется во вселенной, становится божеством и участвует в акте первотворения.

Процесс самововлечения в «космическую сексуальность» кроме термина тантра-йога характеризуется еще и термином садхана, что буквально значит «средство», а по сути — умение воздействовать на кундалини. Тех, кто владеет искусством медитации и визуализации богини, знает мантры и янтры, называют садхаками. Выдающиеся садхаки пользовались таким же уважением, как знаменитые святые в истории индуизма.

Автор: В.А. Ефименко

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Яндекс.Метрика

Рамблер / Топ-100