Еще один важный момент характеризует метод тантры. Д. Чаттопадхьяя утверждал, что йога-садхана тантризма при правильном понимании оказывается не чем иным, как отчаянным усилием реализовать в себе женское начало. Это самовоспитание, предназначенное для преобразования основных черт личности и сознания из мужского в женское [Чаттопадхьяя, 1961, с. 308].
И в этом сущностное отличие тантры, с одной стороны, от шактизма дакшиначары и, с другой стороны, от классической йоги. Индусский шактизм допускает лишь поклонение женским божествам, тантризм идет дальше, требуя от мужчины пробудить в себе женское начало. «Йога-сутра» Патанджали нацеливает на слияние с мужским космическим началом, а тантра — с женским. Тантрическая йога, может быть, даже в большей степени, чем классическая йога, требует серьезной психофизической подготовки и убежденности в правильности избранного пути. И трудно понять смысл многих положений в шактистских источниках, не учитывая, что тантра есть отчаянное усилие мужчины реализовать в себе женское начало.
Поразительное сочетание в тантре приемов, типичных для первобытной магии, и элементов с глубоким философским подтекстом дает основание для противоречивых оценок ее культурологической значимости. Некоторые ученые считают тантризм только пережитком примитивной магической практики с соответствующим мифологическим обрамлением. Так, Пушпендра Кумар полагает, что тантризм — это упрощение религии, сведение ее к механическим, а не эмоциональным аспектам [Кумар, 1974, с. 2]. Конечно, тантра перенасыщена магией, и в ее обрядности много приемов, за которыми трудно разглядеть какие-то интеллектуальные изыски. Но в целом тантра по эмоциональной насыщенности и богатству метафизических идей не уступает и даже превосходит многие учения других конфессий. Да и в концептуальном плане она намного выше любой магии и вполне сравнима с такими развитыми духовными комплексами, как йога, санкхья, веданта.
Исходя из сказанного, можно дать двоякое определение тантры. Тантру в широком смысле можно определить как метод достижения экстатических состояний ради слияния с божественным Абсолютом, который отождествляется не только с Шакти, но и с некоторыми мужскими божествами. Этот метод охватывает не только элементы вамачары, но также некоторые элементы йоги и черной магии, не связанные с культом женского начала. Тантра в узком смысле — это метод слияния с Шакти, основанный на вамачаре и йоге. Суть ее достаточно точно передается словосочетаниями шакти-тантра или «тантрический шактизм». Наиболее развитые формы шакти-тантры не только мифологически, но и философски обосновывают и развивают идеи пробуждения внутренних сил человека и достижения экстатического состояния, при котором происходит единение адепта с богиней.
Автор: В.А. Ефименко