Портал Восток - официальный партнер хостинга Beget

Умный поиск

Кроме отмеченных атрибутов самостоятельной религиозной системы отметим еще ряд черт. Индуизм вообще и шактизм дакшиначары в частности — храмовые культы, хотя чрезвычайно важны и обряды у домашних святилищ. Эзотерическую тантру отличает отсутствие собственных храмов; местом отправления культа может быть уединенное место в лесу, в горах или на берегу реки, а также на месте кремации. Велика роль жреца или гуру, который проводит обряд инициации и отвечает за постепенное вовлечение адепта в тайну приобщения к Шакти. Причем если в индуизме общение священнослужителя и адепта большей частью происходит во время открытых церемоний, то в тантре самое важное скрыто от посторонних глаз.

Существенная особенность тантризма состоит в признании равенства женщины в отправлении религиозной обрядности. Более того, тантризм дает женщине возможность выступать в роли гуру, т.е. поднимает ее до статуса духовного наставника, что невозможно в индуизме и не практикуется дакшшачарой.

Еще несколько существенных характеристик шакти-тантры позволяют судить о ней как о самостоятельном направлении в индийской культуре. Если

индуизм и связанная с ним дакшиначара практикуют экзотерические, т.е. открытые и доступные непосвященным, формы поклонения богине, то вамачара и тантризм практикуют тайную, эзотерическую, обрядность, доступную только прошедшим инициацию. Погруженностью в эзотерику тантризм резко отличается не только от индуизма, но и от буддизма, джайнизма и всех других течений, господствовавших в духовной жизни субконтинента, которые, как правило, предназначали свои доктрины для широкой публики, не культивировали «тайное знание», стремились не к замкнутости, а к расширению числа приверженцев.

Как религиозная система шакти-тантра опирается на мощную мифологическую основу. Ряд мифов равно принадлежат ей и индуизму, но множество легенд осталось только в рамках тантрического наследия, например, приведенный нами миф о космическом половом акте Шивы и Шакти, миф об обители Шакти где-то на жемчужном острове посреди океана, мифы, связанные с Дургой, Кали и другими богинями ужасного облика, которые как бы объясняют связанные с ними тантрические обряды.

Особенность шакти-тантры в том, что она эксплуатирует не только эротическую чувственность, но и чувство страха перед смертью. В классической мифологии индуизма нет резкого противопоставления благостных небожителей и кровожадных демонических персонажей. Богам и богиням, воплощающим в себе идеал красоты, добродетели и созидательной силы, приходится бороться с асурами, ракшасами, бхутами и прочими демоническими существами, которые вредят богам и людям, разрушают города, похищают скот, алчут свежей крови и украшают себя ожерельями из черепов и костей. Но и сами богини-защитницы, например, Кали и Дурга, предстают в демоническом обличье, причем их облик должен устрашать не людей, а демонов. В тантризме же демоническая природа Шакти обращена против людей. Она — дух самой смерти, и магия смерти в ее культе имеет первостепенное значение. Многие секты тантры практиковали обряды, в которых использовали человеческие кости и черепа, а то и трупы людей. Это происходило ночью в заброшенных храмах или в местах кремации умерших людей.

Автор: В.А. Ефименко

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100