Шактизм как система религиозных и философских взглядов, возникшая из представлений о шакти как о женской созидательной энергии, самостоятельной религией не считается. Наряду с вишнуизмом и шиваизмом шактизм традиционно рассматривается как течение в индуизме. Конечно, если сводить шактизм к дакшиначаре, то особенной религией его считать не следует. Но если признать, что шактизм и тантра, которую индуизм отвергает, всегда дополняли друг друга и с наибольшей полнотой раскрылись в симбиозе, который определяется термином шакти-тантра, то вопрос о характеристике шактизма в его тантрическом варианте как особой религии можно считать правомерным.

Но можно ли считать шактизм и тантру религиями, противостоящими индуизму и другим конфессиям? Ответ на этот вопрос может быть различным, во-первых, из-за расплывчатости границ между этими явлениями, во-вторых, потому, что само понятие религии имеет различные толкования. Известный авторитет в области изучения религиозных традиций Байрон Иэрхарт писал, что религия в этом смысле подобна времени —все чувствуют, что это такое, но не так-то легко ухватить его суть и дать ему точное определение. Ученый отметил, что для каждой религии характерно свое особое «личное экзистенциальное переживание», каждая имеет свой предмет поклонения и свои представления о сущности верховного божества, каждая формирует свой идеал, которого нельзя достичь, но к которому необходимо стремиться [Иэрхарт, 1996, с. 12 - 13]. Иэрхарт определил религию как «любой обособленный набор верований, символов, ритуалов, доктрин, институтов и обрядовых практик, позволяющих носителям данной традиции утверждать, сохранять и прославлять свой, наполненный смыслом мир», а также как «традицию, которая передается из поколения в поколение, двигаясь сквозь время, и отличается непрерывной самотождественностью, не теряя при этом способности к самообновлению и трансформации» [Иэрхарт, 1996, с. 14 - 15].

Нельзя не признать, что шактизм представляет собой достаточно «обособленный набор» верований, символов, ритуалов, доктрин, институтов и обрядовых практик, сложившихся в результате долгого развития. При этом он сам по себе сложное явление. В нем есть два довольно независимых течения — дакшиначара и вамачара, объединяющих множество сект, с серьезными различиями в ритуалах. К тому же в нем имеется два весьма своеобразных метода поклонения, один из которых совпадает с индусским (дакшиначара), а другой ему противоположен (тантра). Но представление о женской сущности верховного божества и идеал слияния верующего с богиней объединяют все противоречивые элементы этой религии и радикально отличают шактизм от других конфессий. Это представление и этот идеал пережили долгую эволюцию от эпохи «Ригведы» до наших дней.

Кроме того, шактизм «самотождествен», что, согласно Иэрхарту, означает способность религиозного комплекса опираться на собственную оригинальную мифологию, теологию, ритуалистику, этику и эстетику, а также находить источник саморазвития в самом себе. Культ женщины, культ любовного экстаза и есть тот стержень, на котором зиждется «самотождественность» шактизма. Но заключается она не только в возвышении женского миросозидательного начала (этого не отрицает и индуизм), но и в вамачаре и тантрическом методе. Именно тантрический шактизм обеспечивает своим последователям особое, не знакомое даже последователям дакшиначары «экзистенциальное переживание». Поэтому не шактизм вообще, а лишь шактизм, который ориентируется на тантрическую обрядность, т.е. шакти-тантру, можно считать самостоятельной религией.

Таким образом, тантрический шактизм есть относительно самостоятельная религиозная система, ö которой Шакти выступает верховным божеством, стоящим над Шивой, Брахмой и всеми другими богами, которая проповедует идеал физического и духовного единения с богиней и использует специфический метод достижения этого идеала — тантру.

Автор: В.А. Ефименко

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Яндекс.Метрика

Рамблер / Топ-100