В шакти-тантре не столь строгое, как в индуизме, отношение к кастовым перегородкам. По сути своей она всегда была антикастовым течением общественной мысли. Ее открытость для представителей всех слоев индийского общества, особенно для женщин, помогала, так же как в свое время буддизму, противостоять брахманической ортодоксии. Тантризм при всей своей замкнутости всегда ассоциировался с внутренней свободой.
Из сказанного ясно, что понятие шакти (Шакти) необычайно емкое. Это и мистическая сила, которой обладают различные материальные объекты, и имя богини, и философская категория. С этим понятием связан целый комплекс мифологических, религиозных и философских представлений, которые отражены в богатой литературной традиции, в живописи, скульптуре, других формах культуры, складывавшихся на протяжении четырех тысячелетий индийской истории.
Производное от него понятие «шактизм» отличается большей культурологической определенностью, хотя и в него различные авторы вкладывают неодинаковое содержание. В широком смысле шактизм — это комплекс мифологических представлений, религиозных взглядов, ритуалов и философских концепций, в основе которых лежит представление о женской космогонической энергии, творящей все сущее и во всем сущем проявляющей себя. Сущность этого сложного, разнопланового и противоречивого явления в глубоком почитании всего, что связано с женщиной. Шактизм и индуизм тесно переплетаются, но шактистская идеология не относится всецело к индуизму.
Шактизм во всем многообразии его проявлений выходит далеко за рамки индуизма. И дакшиначара, а тем более вамачара и тантра по своему культовому содержанию и философским подходам часто вступают в противоречие с основополагающими принципами хинду дхармы (индусской ортодоксии). Поэтому шактизм неправомерно представлять только частью индуизма, как, скажем, шиваизм или вишнуизм, по нескольким причинам. Во-первых, потому, что культ шакти существовал до классического индуизма с триадой богов, затем долгое время в форме вамачары был антитезой индуизму. Во-вторых, потому, что шактизм выходит за рамки индуизма, облекаясь в буддийские и джайнские одежды, выступая в симбиозе с аборигенными верованиями. В-третьих, в силу его общей ориентированности на тантру. Известная способность индуизма ассимилировать различные верования в случае с шактизмом была реализована лишь наполовину. Именно тантра оказалась препятствием для ассимиляции большого комплекса оригинальных идей.
Идеология шактизма не замыкается в рамках какой-то религиозной секты или философской школы, а связана с многими проявлениями индийской духовности. Элементы шактизма и тантризма обнаруживаются не только в индуизме, но и в буддизме, джайнизме, других религиозно-философских течениях. Вот почему понятия шакти и тантра занимают достойное место в ряду системообразующих понятий индийской культуры.
Автор: В.А. Ефименко