В этике философия шакти-тантры проповедует наслаждение радостью бытия, в отличие от популярных ведантийских и буддийских учений, которые идеализируют отказ от чувственных удовольствий, воздержание и аскетизм. Гедонизм тантры носит эротический и экстатический характер.
Конечно, в своей экстатической направленности тантра не оригинальна. Культом экстаза можно считать и йогу, и доктрину нирваны в буддизме. Экстатических состояний добивались ради «освобождения» от цепи перерождений. Но буддийская и йогическая экзальтация достигаются отказом от чувственных удовольствий и аскезой, а тантра проповедует открытость индивидуума всем естественным чувствам. Дакшиначара в целом не стремится к экстатическим состояниям. Она не для избранных, как йога и тантра, а для обычных людей, которые поклоняются Шакти при свете дня в шиваитских храмах, совершают пуджу перед каменными фигурами лингама и йони, видя в них только абстрактные символы Шивы и Парвати, а не антураж вакхических мистерий.
Об индуизме говорят, что это не религия, а образ жизни. Тем более это справедливо для шактизма и тантризма. В патриархальном индийском обществе культ женского начала всегда оставался на втором плане. Но в нем находили выражение некоторые глубокие чувства, которые подавляло и подавляет всякое общество, например, подсознательные влечения сексуального характера (фрейдистское либидо) или стремление не подчиняться божеству, а обладать им в прямом и переносном смысле. По природе своей шактизм был еретической идеологией. В обществе, идеализирующем аскезу, особенно мятежным выглядел гедонизм вамачары и демонические ритуалы тантры. Приверженцы шакти-тантры жили как бы в ином мире. Чувство принадлежности к замкнутой секте и к тайному знанию, особое отношение к женщине, участие в ночных мистериях и погружение в секреты тантра-йоги — все это неизбежно накладывало отпечаток на их поведение и мышление. Внешне такты мало отличались от окружающих. Садхаки походили на бродячих шиваитских аскетов, и обычные приверженцы шактизма украшали себя шиваитской символикой. Но молва выделяла их, окружала ореолом мистики. Тантриков побаивались, сторонились, иногда предавали остракизму, обвиняя в колдовстве и безудержном разврате.
Но тогда в разврате можно обвинить и индуизм, обозначивший кому важнейшей жизненной целью, освящающий своим авторитетом кама-шастру — многовековую эротологическую традицию, в которой возникли такие шедевры жанра, как «Камасутра», «Анангаранга», «Ратиратнапрадипика». То, что древнеиндийская эротологическая литература тесно связана с вамачарой и тантрой, отмечают многие исследователи. Например, автор сравнительного исследования древних эротологических трактатов Индра Синха обнаруживает множество ссылок на тантрические тексты в «Ратиратнапрадипике» [Синха, 1980, с. 10]. В то же время ни индуизм, ни вамачара никогда не замыкались на культе секса; изначально они ориентировались на культ женщины-матери и богини-матери. Представление о том, что женщина — это богиня, и уподобление соития космическому акту также роднят шактизм и кама-шастру. В шактизме мотив благоговения перед материнским началом звучит очень сильно. Этим он вносит возвышенную ноту в патриархально ориентированный индуизм.
Возвеличивая женщину, индуизм все-таки не связывал с ней духовное совершенствование мужчины. Шакти-тантра не только возвеличивает женщину, но и не мыслит без нее «экзистенциального переживания», которое Б. Иэрхарт назвал важнейшим аспектом всякой религии. Мужчина только половинка бытия, говорила тантрическая жрица в «Мире тантры», сам он может только наполовину достичь освобождения, или же без помощи женской силы на освобождение ему потребуется в два раза больше времени, «То, что женщина может подарить мужчине, следует признавать, уважать и почитать. То, чем женщина способна наградить мужчину, может вдвое и даже более чем вдвое облегчить его усилия...» [Бхаттачарья Б., 1988, с. 72]. Шакти-тантра не только восхваляет женщину, но также отстаивает ее свободу, как и вообще свободу личности, То, что женщина активно участвовала в обрядах, имела доступ к священным книгам и могла быть гуру, придавало ей значительный общественный вес.
Автор: В.А. Ефименко