В ведантистской традиции нельзя не заметить своеобразный плюрализм: те, кто все еще находится во власти майи, вполне могут, согласно воззрениям адвайты, ограничиться почитанием иллюзорных, но зато зримых и понятных личин Абсолюта. Потому-то Шанкара поставил перед своими эмиссарами совершенно разные задачи: каждый из них должен был проповедовать какую-то одну форму индусского культа — нести усеченную, ограниченную истину. Параматха Каланала проповедовал в Варанаси культ Шивы, Лакшмана и Хастамалака — культ Вишну в Канчи, Дивакара учил сауров, а Трипуракумара — шактистов, Гириджапутра стал руководителем ганапатитов (ганапатья), а Батуканатха — капаликов.
В основу этого нового синтеза была положена мысль о том, что все человеческие высказывания подразделяются на два вида: обычные (вьявахарика) и «высшие» (парамартхика). Примером первых может служить основной тезис «старой» веданты, содержащийся уже в «Брахма-сутрах» Бадараяны: Брахман существует, мир не существует, джива — это Брахман.
Поэтому центральная проблема веданты — это вопрос о тех изобразительных средствах, с помощью которых Брахман (Абсолют, сопоставимый с образом Мировой души в неоплатонической традиции) становится доступен человеку, и в первую очередь о возможностях слова. Какими же словами можно описать Брахман?
На этом пути адепта подстерегают непреодолимые трудности. Известно, что Брахман представляет собой высшую ценность и высшую реальность. Он — везде и все — в нем. А следовательно, невозможно сказать, что это такое; ведь «определить» — это и значит ограничить, «положить предел». Недопустимо говорить «Брахман — это...». Никакое другое слово не может ограничивать значение этого слова.
Но как поступить, если другого выхода нет? Единственное, что остается, это говорить о Брахмане так, как будто о нем можно говорить.
Эту концепцию Шанкара и раскрывает в своем комментарии к «Бхагавад- гите». Здесь в качестве воплощения ниргуна-брахмана (брахмана-без-свойств, т.е. Брахмана, предстающего в своем подлинном виде, «без маски») выступает Кришна. Такая маскировка Абсолюта нужна из-за того, что, коль скоро его адекватное описание невозможно, люди могут подумать* будто он в действительности не существует. Потому-то Брахман и предстает на страницах «Гиты» как живое существо, наделенное телом.
Конечно, зачастую люди ошибочно принимают такие вспомогательные «иллюстрации» за точное изображение. Причина тому — несовершенный человеческий язык. В сущности, все такого рода уподобления напоминают, по словам Шанкары, фразу: Слепому дали сверкающий бриллиант. Увидеть же этот бриллиант можно только в результате длительной тренировки сознания. Эта последняя состоит в последовательном «снятии» и отбрасывании слоев поверхностного и, следовательно, иллюзорного бытия, в отрешении от всех зримых и обманчиво конкретных личин ниргуна-брахмана.
Автор: А. В. Пименов