Поиск дешевых авиабилетов и отелей

Портал Восток - официальный партнер хостинга Beget

Умный поиск

Однако не везде распространение брахманизма происходило в соответствии с учением мимансы. Подобное было возможно только при одном непременном условии — активной роли брахманов, переселявшихся из северных и центральных, традиционно арийских земель. Эти переселенцы, носители «подлинной» брахманистской традиции, играли в таком случае роль ведущих, а аризируемые местные жители — роль ведомых. Именно такая ситуация сложилась, по-видимому, в Калиюге в первые века нашей эры.

Иначе обстояло дело на индийском юге. Здесь были найдены свои способы индусского синтеза, и их мировоззренческой основой стала веданта.

При этом речь идет не о традиции древних упанишад и не о «Брахма-сутрах», а о ведантистских школах, самая ранняя из которых сложилась в VII - VIII вв. н.э.

Правда, ни сами философы-ведантисты, ни западные адепты веданты, как правило, не видят необходимости в таком уточнении. Для них веданта-даршана, сформировавшаяся позже остальных философских школ, — прямое продолжение «Кена-упанишады» и «Чхандогья-упанишады».

Примечательно, однако, что новая веданта складывается именно на юге, т.е. в «нечистых», с брахманистской точки зрения, областях Индии, обитатели которых еще недавно изображались в облике обезьян и медведей. И для того чтобы именно здесь возникла центральная для индуизма философская школа, должны были произойти действительно фундаментальные изменения. Для характеристики этих изменений обратимся к некоторым деталям традиционного предания о жизни основоположника адвайта-веданты. Земной жизни человека, получившего прозвище «Украшение земли дравидов», предшествовал своеобразный «пролог», действие которого развернулось на священной горе Кайласа.

Собравшись здесь, Шанкара (воплощение Шивы) и его ученики, также представлявшие собой воплощения различных богов (Вишну, Варуны, Агни, Ваю и Индры), решили принять человеческий облик, чтобы, как об этом говорит Кришна на страницах «Бхагавад-гиты», восстановить пошатнувшуюся дхарму.

Несомненно, перед нами еще один вариант старого мотива всемирной деградации. И как обычно, за этой картиной скрывается нечто прямо противоположное — утверждение дхармы, аризация индийского юга.

Этот вариант аризации существенно отличался от классического. Прежде всего отметим то обстоятельство, что никакого единого учения, даже ограниченного рамками одного только ритуала, больше нет и в помине. Принято считать, что Шанкара основал четыре матхи (аскетические обители): первую — на юге, в Шрингери, вторую — на востоке, в Пури, третью — на западе, в Двараке, и четвертую — на севере, в Гималаях; в них его посланцы возвестили учение адвайты в его подлинном виде.

Автор: А. В. Пименов

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Яндекс.Метрика

Рамблер / Топ-100