Портал Восток - официальный партнер хостинга Beget

Умный поиск

Поскольку, как уже отмечалось, культ Брахмы не обрел популярности в индуизме (в Индии известны лишь два его отдельных храма), основное взаимодействие в культовой сфере происходит между шиваитами и вишнуитами. Несмотря на возникающие иногда конфликтные ситуации, в целом это взаимодействие развивается на примирительной, компромиссной основе. Более того, именно потому, что другой бог считается воплощением или аспектом первого, возникает необходимость почитать их обоих, причем характерным является подчеркнутое восхваление другого бога, уважительное, порой восторженное отношение к нему [Гонда, 1976, с. 97].

Вместе с тем тут тоже не все просто. Как отмечает М. Биардо [Биардо, 1989, с. 107], само различие фигур Вишну и Шивы, выражающееся, в частности, в том, что Вишну символизирует позитивную, творческую сторону жертвоприношения, а Шива — его темные, нечистые стороны, приводит к некоторому дисбалансу в культовой практике. Так, Шива всегда «пускает» в свой храм Вишну, а Вишну Шиву не всегда (особенно это характерно для юга Индии). Однако тенденция к сближению этих богов все же, видимо, преобладает, причем на юге Индии они ближе друг к другу, чем на севере, и часто рассматриваются не только как партнеры, но и даже как родственники: сын Шивы Муруган женится на дочери Вишну, или Тирумаля — Валли. Впрочем, установление родственных или, точнее, квазиродственных отношений между членами триады — характерная тенденция мифологии, имеющая целью по возможности большее их сближение. По этой причине Шива-Ишвара нередко именуется отцом двух других богов (разумеется, в шиваитском контексте); Вишну, со своей стороны, порождает Шиву и Брахму (в «Вараха-пуране»); он же выступает как родитель Брахмы в качестве Падманабхи, т.е. с лотосом, растущим из пупка (см. об этом ранее), и т.п.

Примечательно в связи с этим возникновение в мифологии индуизма фигур, сочетающих в себе признаки обоих богов, таких, как Харихара (т.е. Вишну-Шива), впервые появляющийся в «Харивамше» [Кейт, 1967, с. 457], или Даттатрея, который считается воплощением Нараяны-Вишну, но изображается не только с вишнуитскими, но и шиваитскими признаками. Одним из них является трехликость, т.е. образ Тримурти характерный для Шивы (как в знаменитом пещерном барельефе на острове Элефанта). Хотя есть мнение, состоящее в том, что три лика Шивы не представляют собой триаду богов, ибо лишены присущих им иконографических черт, все же представляется, что отвергать возможность их интерпретации с точки зрения основных космогонических функций (связанных, с тремя гунами) достаточных оснований нет. Тримурти в данном случае — пластическое выражение философской идеи единства мира, всех его элементов и всех фаз развития.

Автор: А.М. Дубянский

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100