Несомненно, что некоторые индусские религии тесно связаны друг с другом. Одни происходят из общего источника, в других обнаруживаются сходные концепции, третьи разделяют общие традиции или технику медитации, — крупные индусские религии, несомненно, оказывали влияние друг на друга в процессе эволюции их теологии и религиозной практики. Но те же тесные взаимоотношения, тот же тип сходства, связанный с происхождением из одного источника, общий набор традиций и сходные теологические и этнические концепции обнаруживаются между иудаизмом, христианством и исламом, которые тем не менее являются самостоятельными религиями.
Что же все-таки привносит различия в эти на первый взгляд схожие религиозные формы? Конечно, не индивидуальная практика, которая в одной и той же религии может весьма существенно различаться; и не личный набор религиозных верований индивидуума. Скорее, это авторитетная религиозная традиция, полученная и сохраняемая более широкой общностью. Такая традиция включает в себя представления о происхождении мира и действующих в нем силах, о месте и обязанностях человека в этом мире, предписания по поводу правильного и неправильного ритуального и секулярного поведения, т.е. представляет собой всеобъемлющую и последовательную систему верований. Даже в так называемых примитивных или не имеющих письменности обществах такая система существует и составляет последовательный взгляд на мир, хотя и необязательно оформляется в официальную теологическую доктрину. Следовательно, различия между религиями суть результат существенных расхождений их авторитетных традиций или систем верований. Иногда единственный спорный момент между сходными во всех других отношениях комплексами верований и практик может вызвать отделение одной религии от другой, если этот спорный момент признается чрезвычайно важным, как, например, роль Христа в иудейской и христианской традициях. Некоторая доля терпимости, как правило, допускает возникновение сектантских расхождений в доктринах и в практике. И все же есть пределы, невидимые пороги. Преодоление их приводит к изоляции или отлучению и, когда имеется достаточно последователей, к формированию новой религиозной единицы.
В индуизме различаются несколько крупных и второстепенных религий. Со временем одни из них исчезли, другие выжили, возникли и новые. Не претендуя на исчерпывающий список, можно упомянуть следующие.
Политеистичная по своему происхождению ведийская религия задокументирована в самом древнем каноне священных книг Индии и является источником одной из основных ветвей индийской религиозной традиции. В первой половине I тыс. до н.э. она стала отлучать представителей низших каст от участия в ритуале из боязни осквернения. Но постепенно она утратила свое влияние и на большинство представителей высших каст. Возникновение буддизма и джайнизма и поддержка, которой пользовались эти реформаторские течения в Северной Индии среди торговцев и аристократии в периоды правления династий Маурьев, Шунгов и Кушан, а также распространение культов панчаратринов, приверженцев Бхагавата и пашупатов явственно указывают на упадок ведийской ортодоксии в Северной Индии начиная с IV - III вв. до н.э. В Южной Индии этот процесс, по-видимому, начался позднее, примерно в I в. до н.э. Религии бхакти определенно оказывалось предпочтение по всей Индии в периоды династий Гуптов и Вакатаков. Однако ведийская религия продолжает существовать в философской традиции пурва-мимансы и в некоторых ортодоксальных брахманских семьях и по сей день.
Философско-религиозная система адвайтпа-веданты зародилась как школа монистической мысли, имеющая свои корни в упанишадах. Во времена Шанкары (788 - 820) она находилась в процессе становления как новая религия, отличная от ведийской по всем существенным параметрам, таким, как концепция божественного, человека, мира и реальности, а также концепция освобождения. Через свое синкретическое слияние с эклектичной традицией смартов и, начиная с XIX в., как важный элемент в не менее синкретическом «неоиндуизме» она оказала сильное влияние на образованные слои индийского общества.
Несколько новых религий заняли видное положение в I в. до н.э., когда получило распространение бхакти как новый эмоциональный подход к достижению освобождения. Среди них доминирующее положение в конечном итоге заняли вишнуизм и шиваизм. Подобно другим религиям бхакти, они придерживаются монотеистической доктрины, несмотря на видимое многообразие существующих богов. В каждой из этих религий признается только один наивысший бог, только одна конечная реальность.
Другие боги и божества находятся на низших уровнях существования, они часто представляют собой манифестации различных божественных функций верховного бога, зависят от его воли и подвергаются смерти и перерождениям. Это относится и к часто упоминаемой концепции тримурти, к которой порой прибегали для доказательства идентичности Брахмы, Вишну и Шивы, трех важнейших индусских богов, считая эту концепцию аргументом в пользу единства индуизма. Но реальная картина, как свидетельствуют тексты, совершенно иная: в каждой из крупных религий именно ее бог — Единственный и Высший, Вечный и Всемогущий. Шиваиты называют его Парама Шива, вишнуиты — Пурушоттама и т.п. Этот единственный бог единолично претендует на функции творца, хранителя и разрушителя мира. Именно Он являет Себя в трех божественных формах, и только в этом смысле их можно назвать идентичными друг другу. Но такая частичная манифестация универсальной власти бога в трех функциональных аспектах не относится к уровню его трансцендентального конечного бытия. Она осуществляется только на сравнительно низком уровне в процессе творения, протекающем от единства к многообразию, т.е. на том уровне, где мир и живые существа принимают форму и обретают имя. Именно на этом сравнительно низком уровне три бога, Брахма, Вишну и Шива, существуют в составе тримурти в течение определенного отрезка времени, а затем вновь исчезают. Но Верховный Бог (Вездесущий Вишну или Всеобъемлющий Шива) далеко превосходит функциональное тримурти. У него множество божественных функций и соответствующих им имен, но в теологии строго соблюдается принцип монотеизма. Только в шактизме монотеизм частично замещается фундаментальным дуализмом.
Многие изначально независимые культы были со временем усвоены вишнуизмом, шиваизмом и шактизмом: культы Якши и Нага были включены в шиваизм и в меньшей степени в вишнуизм; культ бога солнца Сурьи — ив вишнуизм, и в шиваизм; культ бога войны Сканды/Кумары/Карттикеи — в шиваизм; культ слоноголового бога Ганеши — тоже в шиваизм; культ обезьяньего бога Ханумана — в вишнуизм, а культы многочисленных богинь — в шактизм. Процесс адаптации крупными религиями племенных или локальных сельских божеств продолжается и по сей день.
Сами по себе племенные верования составляют важную группу анимистических религий, которые исследователи, как правило, рассматривают отдельно от индуизма. Но в некоторых районах они находятся в постоянном взаимодействии с другими индусскими религиями.
На историческом протяжении в Индии возникли и получили значительное распространение несколько синкретических религий. Смарты пытались объединить некоторые из крупных религий бхакти с поздним ведийским ритуалом и законом в том виде, в котором он воплощен в смрити, и с монистической ведантой; сикхизм развился на основе слияния элементов вишнуизма, адвайта-веданты и мусульманского мистицизма. Наконец, неоиндуизм представляет собой эклектическую комбинацию, составленную из различных индусских традиций и приправленную определенными христианскими и мусульманскими идеями. Следует добавить, что во многих частях Индии народная религия выработала в целом тенденцию к синкретизму за длительный период мусульманского и христианского правления, во время которого индусы, чтобы выжить, вынуждены были отставить в сторону религиозные разногласия и оказывать друг другу поддержку.
Несмотря на все взаимовлияния и взаимодействие между религиями и несмотря на общую историю развития в одних географических регионах в сходных социо-экономических условиях, каждая крупная религия сохранила свое лицо даже на фоне перемен. Любая из ведущих индусских религий, обладающих собственной письменной традицией, имеет свою историю и делится на отдельные конфессии и вероисповедания. Но при этом каждая из них обладает собственным сводом явленных священных книг, признаваемых всеми ее членами, в каждой почитается в качестве высшего один и тот же бог (либо безличный Абсолют как высший принцип, либо конкретный пантеон богов). Каждая из крупных индусских религий имеет свою собственную, строго определенную и часто весьма обширную теологическую литературу, в каждой почитают своих собственных святых, своих крупных реформаторов и основателей сект. Аналогичным образом не имеющие письменности религии обладают своей устной традицией, своими собственными песнями и ритуалами, своим собственным священным преданием.
Автор: Г. фон Штитенкрон