Портал Восток - официальный партнер хостинга Beget

Умный поиск

Следует отметить, что идея космогонического любовного союза распространена в различных мифологиях. Мужское начало обычно ассоциируется с небом, а женское — с землей. Так, в самых древних пластах греческой мифологии утверждается; что все сущее, в том числе и боги, произошло от богини земли Геи и бога неба Урана. Подобные истории можно найти и у других древних народов.

В другой версии первотворения мир возник из некоторой недифференцированной сущности, которая персонифицирована в образе одного из самых архаичных персонажей «Ригведы» —Адити. Образ Адити довольно абстрактен, почти лишен каких-либо человеческих черт. Ее называют матерью небесных божеств — Адитьев. Адити (букв. «Безграничная») заполняет беспредельное пространство между небом и землей, поддерживая и то и другое; солнце, луна, планеты— ее сыновья. В некоторых гимнах она, как и Притхиви, отождествляется с землей и ассоциируется с коровой. Можно предположить, что образы обеих богинь родились в различных племенных сообществах, но олицетворяли одно и то же — производительную силу земли. Затем они слились воедино, чтобы потом снова разделиться. «Землею» осталась Притхиви, а Адити сделалась как бы ее проекцией на небе.

Необычен гимн, в котором она объединяет в себе мужское и женское начало и благодаря такому сочетанию творит все сущее. Гимн «Ригведы», обращенный ко всем богам, провозглашает: Адити — небо, Адити — воздушное пространство, Адити — мать, она — отец, она — сын. Все боги—Адити... (1.89,1). В других гимнах она выступает божеством мужского рода, принимает облик быка или коня. Таким образом, Адити воплощает идею андрогинии, т.е. сочетания в божестве одновременно мужского и женского начала. Позднее эта идея станет ключевой в шактизме.

Из «Атхарваведы» и близких к ней источников, которые теснее связаны с аборигенными культами, видно, что поначалу шакти представлялась некой мистической силой, которой обладают предметы и явления окружающего мира: вода, земля, огонь, растения, животные, цвета, числа и многое другое. Считалось, что эта сила может оказывать как благоприятное, так и вредоносное воздействие на людей. Например, шакти земли представлялась ее способностью давать жизнь растениям, обеспечивать урожаи, а значит, и благоденствие народа и потому считалась благоприятной. Первостепенное внимание уделялось энергии, скрытой в человеке, проявления которой видели в дыхании, сердцебиении, способности к деторождению, а также в способности мыслить и говорить. Желание обеспечить продолжение рода придавало магическое значение наступлению половой зрелости, зачатию, деторождению.

С этими процессами в любой религии связаны многие представления и обряды. Первобытное сознание искало пути воздействия на тайные силы природы. Магическая практика и ритуальные жертвоприношения считались главными способами воздействия на них. Обряд, описанный французским ученым, как раз и был отголоском архаического культа таинственной силы женщины. Девушка, стоявшая перед разгульной толпой, вероятно, только достигла половой зрелости и олицетворяла пробудившуюся в молодом организме созидательную энергию. Вот почему ей поклонялись как богине. Она была ближе всех к космической силе и будто передавала ее участникам разгульного обряда.

 

Автор: В.А. Ефименко

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100