Поиск дешевых авиабилетов и отелей

Портал Восток - официальный партнер хостинга Beget

Умный поиск

«Ригведа» и «Атхарваведа» сами по себе не могут считаться шактистскими сочинениями: в них лишь вызревали самые общие предпосылки необычного культа. К таким предпосылкам относится концепция космического брака и мистификация женского творческого начала. Гораздо богаче идеями, которые впоследствии станут ключевыми в шактизме и тантризме, поздняя ведийская литература, особенно упанишады и пураны.

Упанишады претендуют на философское объяснение связи личности и божественного Абсолюта. Причем божественный Абсолют в наиболее авторитетных текстах мыслится как мужское начало — Брахман. Но среди поздних упанишад выделяются так называемые шакти-упанишады, которые подчеркивали главенство женского миросозидательного начала. К таковым относятся «Деви-упанишада», «Сарасвати-рахасья-упанишада», «Субхагья-Лакшми-упанишада», «Бхавана-упанишада», «Гухья-Кали-упанишада», «Трипура-упанишада» и др. [Кумар, 1974, с. 19] В них Шакти — имя богини и важный космогонический принцип, воплощенный в образах различных женских божеств, как арийского (Сарасвати), так и аборигенного происхождения (Кали; Трипура). Часто к ней обращаются просто Девы («Богиня»). Здесь прослеживается тенденция объединения всех богинь ведийского пантеона под общим именем Шакти. Чтобы подчеркнуть превосходство богини, ее также называют Маха Шакти («Великая сила») или Маха Деви («Великая богиня»). Впоследствии к этим именам добавятся Адъя Шакти («Первозданная сила»), Махарани («Великая владычица»), Джага-дамба («Мать мира») и ряд подобных. Шакти-упашшады прославляют великую богиню, описывают некоторые обряды в ее честь, формируют предпосылки шактистской философии. К ним восходят поиски метода единения с божественным Абсолютом в образе Шакти, т.е. закладываются основы тантры. Их можно считать непосредственными источниками шактизма.

Еще более интенсивно шактистские идеи разрабатываются в пуранах. Слово пурана означает «предание», «былина», «легенда», «история». У пуран много авторов, и создавались они в течение продолжительного времени: между IV и XVI вв. н.э. Написаны они на санскрите и «кроме преданий старины глубокой» содержат религиозные и философские размышления, назидательные повести и рассказы. Пураны — часть индусского священного писания, хотя не столь авторитетная, как веды и упанишады.

Пураны традиционно делятся на л*аха-пураны («большие пураны») и упапураны («малые пураны»). Большинство л^аха-пуран утверждают идеи патриархального толка, но ряд текстов имеют несомненную шактистскую направленность; так, в одной из древнейших — «Маркандея-пуране» — Шакти выступает высшим принципом реальности. Высшей космической силой провозглашается она и в «Маха-Бхагавата-пуране».

Эта пурана, в которой Шакти выступает под именем Деви* интерпретирует в шактистском духе «Махабхарату» и «Рамаяну», сказания о Кришне. Братья Пандавы, Кришна, другие герои были, оказывается, ревностными поклонниками Шакти. Главный герой «Рамаяны» царевич Рама отправился на Шри-Ланку будто бы не столько ради освобождения своей супруги Ситы, сколько для того, чтобы спасти честь Деви. О взаимодействии Шивы и Шакти как источнике всего сущего говорит «Шива-пурана». В ней изложены основы шактистской философии, отличающиеся сложностью и диалектичностью. Принципиально важна идея пуран о субстанциальном разграничении космогонических ролей: он воплощает «чистое сознание», она — материальное начало; он — воплощение устойчивости и незыблемости, она — хаотичности и изменчивости. В одних пуранах эта супружеская пара осуществляет свои космогонические функции на равных, в других роль Шакти выше.

Почти два десятка текстов, так называемые упа-пураны, в классическом индуизме считаются второстепенными, но пользуются большим авторитетом у последователей шактизма. Они менее изучены, чем маха-пураны, т.е. основные пураны. Многие посвящены Шакти: «Деви-пурана», «Деви-Бхагавата-пурана», «Падма-пурана», «Калика-пурана». Во многих из них шактизм и тантра преподносятся как самостоятельное учение. Излагается мифология, подробно описан ритуал.

Еще более важными источниками считаются трактаты, именуемые тантрами, о которых было сказано выше. Вообще-то в древней Индии тантрами называли многочисленные сочинения религиозно-философского характера или сборники притч и наставлений этического плана, как, например, всемирно известная «Панчатантра», которая к шактизму прямого отношения не имеет. Однако большинство древних тантр, продолжая традицию шакти-упанишад и упа-пуран, последовательно развивают шактистские идеи, ставя при этом во главу угла тантрическую обрядность. Кроме развернутых толкований обрядовых действий они подробно, но не всегда внятно комментируют тайный смысл мантр и янтр, мифических сюжетов и философских положений. В некоторых тантрах содержатся уникальные сведения по практической и теоретической медицине, химии, металлургии и другим дисциплинам.

Шактистские тантры создавались на протяжении чуть ли не двух тысячелетий. Самые старые из дошедших до нас сочинений, относятся к первым векам нашей эры, а самые поздние созданы в XVIII - XIX вв. Расцвет этого жанра относится к индийскому средневековью — V - XIII вв. В это время были созданы наиболее авторитетные сочинения. Для последователей тантризма именно они являются священным писанием.

Общее число тантр, согласно индусским источникам, -—64, согласно буддистским — 72. В действительности их гораздо больше2. Наиболее авторитетные тексты: «Шри Шри Чанда», «Маханирвана-тантра», «Куларнава-тантра», «Йогини-тантра». Названия многих тантр ясно показывают, что они посвящены великой богине: «Кали-тантра», «Сарасвати-тантра», «Майя-тантра», «Йогини-тантра», «Йони-тантра», «Кумари-тантра», «Камадхену-тантра», «Камакшья-тантра», «Махавидья-тантра». Источники дифференцируются по регионам (североиндийские, южноиндийские, тибетские и др.) и по сектам (каула, панча-ратра и др.).

Подавляющее число сочинений анонимны. Известны авторы лишь позднейших комментаторских работ. Традиция приписывает авторство наиболее авторитетных трактатов Шиве, его божественной супруге или святым мудрецам риши. Многие тантры составлены в виде диалогов Шивы и Деви (Шакти, Парвати). Шива объясняет любознательной супруге особенности тантрических ритуалов и мифы, связанные с ними.

Впечатляет языковое разнообразие текстов. Они писались на санскрите, древних дравидских языках, тибетском, новоиндийских. Их трудно читать из-за сложной и не всегда понятной речевой символики. Дело в том, что тантризм опирался на мощную традицию устной передачи «тайного знания». Считалось, что уста гуру авторитетнее любого текста. Когда традиция прервалась, тексты, игравшие вспомогательную роль, стали непонятными.

Надо отметить, что тантрами называются не только тексты, но и сама система философских и религиозных взглядов, излагаемых в этих трактатах. И в связи с этим стоит упомянуть такие толкования термина, как «ткань», «основа ткани» и «паутина». Б. Бхаттачарья в «Мире тантры» вспоминает эпизод, когда тантрическая жрица говорит ему, своему ученику, что тантра — это то же, что сутра. Тантра — значит «нить», и сутра — значит «нить». Подобно тому как нить появляется из массы хлопка, так и сутры,содержащие истинные идеи, появились из массы идей древней культуры. «Паутина тантры соткана из этих сутр» [Бхаттачарья Б., 1988, с. 69]. Таким образом, термин «тантра» может трактоваться в смысле особой культурной традиции, которая коренится в глубине веков, но всегда открыта разъяснению и новым интерпретациям. Эта традиция определяется термином тантризм, а ее последователей называют тантриками, хотя ряд исследователей, например, Дж. Вудрофф, предпочитают более общее понятие — шакты.

 

Автор: В.А. Ефименко

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100