В классическом индуизме каждая богиня идентифицируется со своим божественным супругом и рассматривается как воплощение его созидательной энергии; она будто инициирует благие дела своего мужа. Она его шакти. Он творит или изменяет мир, она ему помогает. Таким образом, термин шакти обозначает также творческую энергию мужского божества, олицетворяемую его супругой. Сарасвати — это шакти Брахмы, Лакшми — шакти Вишну, Рати — Камы и т.д. Но когда говорят о Шакти, то чаще всего имеют в виду супругу Шивы. Сущностное единство этой пары получило блестящее воплощение в шиваитской иконографии. Очень популярно скульптурное изображение Шивы Ардханаришвары, в котором правая половина изображает Шиву, а левая — Парвати, это символизирует изначальное единение бога со своей шакти.
В некоторых сектах поклоняются также «живым богиням» — смертным женщинам. В случае, описанном Дюбуа, девушка, достигшая зрелости, заняла место богини только на время. Но история шактизма знает практику избрания юной девушки богиней на многие годы. В Непале, где индуизм является государственной религией, до сих пор выбирают «живую богиню» — девочку из благородной брахманской семьи, не достигшую зрелости. Ее подвергают особым испытаниям, затем торжественно поселяют в одном из дворцов столицы и поклоняются как богине. Культ Кумари (букв, «девица», «девственница», «принцесса»), как называют «живую богиню», считается одной из духовных основ монархии.
Божественные отношения часто проецируются на мирские дела, и нередко говорят, что любая земная женщина— шакти своего мужа. Он должен видеть в ней источник своей жизненной энергии, с другой стороны, ей следует почитать его как бога. Вообще-то в индуизме отношение к женщине двойственное. С одной стороны, она превозносится как мать, богиня, носительница творческого, жизнеутверждающего начала. С другой стороны, закрепляется ее низший, по сравнению с мужчиной, социальный статус, ее удел — домашний очаг, семья, дети, но никак не постижение «священного знания».
Многочисленные примеры из мифологии индуизма наглядно демонстрируют, насколько сильны в нем шактиетские мотивы и как все-таки велико желание сделать женское божественное начало зависимым от мужского. Из нескольких ведийских версий первотворения индуизм взял в качестве основной не идею космогонического брака, а историю о том, что вселенная была создана Брахмой, который сам появился из золотого яйца, плававшего в первозданных водах. Силой мысли Брахма разделил яйцо на две половинки, сотворив из одной земную сферу, из другой — небесную. В Брахме же произошло разделение сущего на две части — мужскую и женскую. Затем появились вода, огонь, земля, воздух, эфир, мысль, время, звезды, боги, демоны, звери, люди, священное писание и многие другие элементы мироздания. Так вместо равноправного союза Дьяуса и Притхиви утвердился примат мужского божества.
Правда, в индусской философской космогонии Брахма постепенно начал восприниматься не как антропоморфный демиург, а как высшая объективная реальность — Брахман, т.е. «Абсолют», в котором мужское и женское начало пребывают изначально. Их единение порождает все сущее.
В вишнуизме и особенно шиваизме зависимый шактизм играл всё возрастающую роль. Можно предположить, что культ Вишну изначально был тесно связан с представлениями о женской космогонической энергии. Не случайно обряд, описанный Дюбуа, посвящался одновременно Вишну и Шакти. Не случайно и то, что бог любви Кама, олицетворяющий чувственное влечение как побудительную силу мироздания, оказался в индусской мифологии сыном Вишну и Лакшми. Вместе со своей супругой Рати, чье имя значит «страсть», он олицетворяет чувственное влечение и пробуждает его в сердцах богов и смертных. Именно ему боги поручили возбудить у Шивы страсть к Парвати ради рождения сына, который должен был победить демона, досаждавшего людям и богам.
Автор: В.А. Ефименко