Портал Восток - официальный партнер хостинга Beget

Умный поиск

С тех самых пор, когда был введен в употребление термин «индуизм» для обозначения понятия «религия индусов», исследователи тщетно пытаются выработать приемлемое определение этой религии или по крайней мере сформулировать «самую суть» индуизма. Те, кто основывали свои суждения на брахманских доктринах ведийской традиции, ведантах и смрити, упускали из виду принципиально отличный религиозный опыт значительной части индусского общества, а именно тех слоев населения, которые практикуют так называемую народную или фольклорную религию, распространенную в сельской местности, на окраинах крупных городов и порой, под влиянием домашней прислуги, а иногда и в силу личных склонностей или семейной традиции, проникающую и в дома индусов из высших каст.

Однако и сама народная религия неоднородна. Она варьируется от региона к региону, от божества к божеству. Те же исследователи, которые пытались опираться на теологию бхакти из пуран и агам, получили доступ к более широкому срезу народной религии, но им не удалось в должной мере оценить значение ведийской традиции, отдельных сект религии смартов и многочисленных племенных религий, которые также имеют свои собственные отличительные черты.

И наконец, третьи, осознав, что религиозные верования и практика индусов чересчур многообразны, чтобы составить последовательную религиозную систему, пришли к выводу, что социальная структура, система каст, или варн, послужила основным объединяющим фактором индуизма. Такой подход получил широкое признание.

Однако, полагаясь исключительно на социальные категории, такие исследователи по существу поставили знак равенства между индуизмом и социальной системой, упустив из виду и не воздав должное его религиозным аспектам. И наконец, некоторые ученые указали на существование основных моделей индийской религиозно-философской мысли, составляющих в своей совокупности некое структурное единство «индуизма». Это важное и верное наблюдение. Но эти основные модели, как правило, являются общими для более чем одной религии. Они свойственны целым культурам и могут даже выходить за их пределы. Христианство и ислам, например, основываются на некоторых общих моделях, почерпнутых из греческой и иудейской философских традиций. В Южной Азии джайнизм, буддизм и даже некоторые исламские секты имеют много общего с теми моделями, которые, как принято считать, и составляют основу индуизма.

Так почему же индуизм с таким трудом поддается определению? Все дело в том, что мы всегда пытаемся разглядеть в нем единую религию. Эти проблемы исчезли бы сами собой, если бы мы пользовались словом «индуизм» для обозначения социокультурной единицы или цивилизации, содержащей в себе множество самостоятельных религий.

Сам термин хинду («индус»), от которого и произошло слово «индуизм», заимствованный колониальными властями, исследователями и торговцами из персидского языка, вызвал путаницу на Западе. Слово хинду является персидским вариантом произношения санскритского синдху (sindhu), обозначавшего название реки Инд и уже в «Авесте» употреблявшегося как по отношению к реке, так и к стране, по территории которой эта река протекает. Во множественном числе оно обозначало население, живущее в этом регионе: людей долины Инда, индийцев. Такое значение подтверждается в древнеперсидских клинописных памятниках, относящихся ко временам Дария I, который в 517 г. до н. э. распространил свои владения до самых берегов Инда.

На протяжении более чем тысячелетия слово хинду (во множественном числе) продолжало означать индийцев в целом. Но когда мусульмане с 712 г. н.э. стали заселять долину Инда и обращать в свою веру индусов из низших каст, персидские авторы начали различать индийских индусов и мусульман: индусы оказались индийцами, отличными от мусульман. Персидские исследователи, как известно, выделяли несколько самостоятельных религий среди индусов. Но когда термин хинду позаимствовали европейцы, они, не вдаваясь в тонкости, начали применять его по отношению ко всем немусульманским массам индийского населения. Большинство европейцев не осознавали, что термин хинду полностью соответствует их собственному слову Indian, которое, подобно названию страны India, происходит от названия все той же реки Инд (у греков — Indos). Они знали, что индусы отличаются от мусульман, иудеев, христиан, парсов и джайнов, которые тоже обитали в прибрежных районах Индии, знакомых западным торговцам. Поэтому словом хинду они стали обозначать последователей конкретной индийской религии. Это был случай фундаментального непонимания термина. А из слова хинду, в свою очередь, путем абстракции был выведен термин «индуизм» для обозначения воображаемой религии огромного большинства населения, т.е. того, что никогда не существовало как «религия» (в западном понимании) в сознании самих индийцев.

Автор: Г. фон Штитенкрон

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100