Полезно проследить сравнительно недавнее происхождение и любопытную трансформацию термина «индуизм», а также рассмотреть предшествующие ему термины. Начиная с XII в. европейские авторы стали проявлять все больший интерес к загадочной Индии: их вдохновляла идея, что где-то, в тылу у опасных мусульманских сил Востока, за пределами Персии, существует еще одна христианская община, управляемая легендарным королем Иоанном, и раннехристианские купцы отправлялись на Восток не только за специями, но также и в поисках собратьев-христиан. Таковые действительно были обнаружены на побережье Малабара (и тут же подвергнуты бичеванию за ересь, поскольку следовали сирийской обрядности). Большая часть населения Индии, однако, оказалась язычниками, за что и получила соответствующие языкам того времени названия: gentiles — на латыни; gentio — на португальском. Позднее это слово было переделано на английский манер — gentoo. Примеры такого употребления с 1548 по 1837 г. приводят Юл и Бёрнелл [1886, с. 280], в то время как голландцы и немцы употребляли термин Heyden (или Heiden).
С господствовавшей в средние века и позднее христианской точки зрения, все язычники принадлежат к одной и той же сатанинской религии, которая поднимает голову на разных континентах и в различных формах. Уже в 1711 г., когда Бартоломеус Цигенбалг написал свою знаменитую книгу о язычниках Малабара, он повторил в ней традиционную точку зрения: люди всей земли по религиозному признаку делятся на четыре основные группы — иудеев, христиан, магометан и язычников [Каланд, 1926, с. 9]. Индийские язычники считались одной из многочисленных сект (наряду с американскими, африканскими и т.д.) этой сатанинской религии. Цигенбалг, изучавший языческие религии на побережье Малабара, пользовался термином Malabarisches Heidentum с тем, чтобы отличить эту секту от язычников Африки и прочих мест [Каланд, 1926, с. 23 и ел.].
Другим ранним обозначением индусов было слово "бания", образованное от названия общины торговцев в Северной Индии. Его периодически употребляли в XVII и XVIII вв. Книга «Открытие секты бания» была опубликована Генри Лордом в Лондоне в 1630 г. Этим же термином пользовался Деллон [Деллон, 1700, с. 94], и затем он продолжал фигурировать до конца XVIII в. [Вурмб, 1797, с. 356]. Но наиболее распространенным термином того периода остается слово дженту (синоним понятия «язычник»). Это заставляло европейцев воспринимать расхождения, которые они обнаруживали между различными группами дженту, как чисто сектантские. Другого и быть не могло, поскольку язычники во всем мире принадлежат как бы к одной религии. В этой концепции не находилось места для более чем одной религии среди индийских язычников.
В XVIII в. слово дженту постепенно вытесняется термином хинду. Но этот термин лишь вытесняет более ранние, не внося никаких изменений в его подтекст: все индусы считались принадлежащими к одной религии. Именно на основе такого восприятия в XIX в. для обозначения религии индусов входит в употребление термин «индуизм».
Дальнейшая эволюция термина проходит три отдельные фазы. В XIX в. его применяют только по отношению к живой, ежедневно практикуемой религии, основанной на эпосе и пуранах, «сектантских» агамах и тантрах, на региональной фольклорной традиции и характеризующейся в значительной степени эмоциональной привязанностью бхакти и почитанием идолов в повседневных ритуалах. Ведийская религия, за исследование которой Запад принялся с большим энтузиазмом, воспринималась как нечто самостоятельное, рафинированное, не замусоренное грудой предрассудков. Между ведами и индуизмом некоторые исследователи помещали брахманизм как религию, основанную на авторитете брахманов, их комментариях, нашедших выражение в брахманах, упанишадах, сутрах и смрити.
На протяжении всего XIX в. термин «индуизм» употреблялся именно в таком ограниченном смысле: применительно к конкретному историческому отрезку эволюции индийских верований. Но сильный упор на ведийское и ведантистское наследие, сделанный неоиндусскими реформаторскими движениями второй половины XIX и XX в., а также растущее осознание непрерывности определенных элементов традиции не могло не сказаться на научной терминологии. Именно поэтому в XX в. понятие «индуизм» постепенно начинает включать в себя и брахманизм и ведийскую религию. И наконец, раскопки и изучение цивилизаций долины Инда открыли еще более широкие горизонты. Возникло множество спекуляций по поводу возможного обнаружения корней тантризма, шактизма и йоги в культуре долины Инда. К сожалению, достоверные данные о религии этой цивилизации чрезвычайно скудны, но некоторая культурная преемственность все же просматривается. В результате всего этого термин «индуизм» сегодня часто употребляется для обозначения чего-то вроде «религии индусов от ведийского (и доведийского) периода до наших дней».
Автор: Г. фон Штитенкрон