Брахманы были создателями авторитетных священных книг, которые стали составными частями того, что сегодня иногда называют «кодексом индуизма» [Эшманн, 1978, с. 82], а иногда «его нормативной идеологией» [Харди, 1983, с. 13], хотя следовало бы помнить, что нормативный индуизм мог воздействовать только силой убеждения и не был законом в западном смысле. Вера брахманов и их высокий социальный статус основывались на вечных и нерушимых ведах (шрути, т.е. текстах, произошедших ни от Бога, ни от Человека. Брахманы были составителями дхарма-шастр (смрити), в которых они упорядочивали жизнь, проповедуя праведность, как они ее понимали. Дхарму, строго говоря, следовало интерпретировать в соответствии с ортодоксальными правилами ведийского жертвоприношения. Соответственно все обычаи, противоречившие шрути и смрити, признавались бессмысленными. Царь не был обязан следовать правилам мимансы: брахман, его советник, не имел права потребовать непременного следования своим рекомендациям.
В реальной жизни люди жили согласно своим обычаям, даже в тех случаях, когда они оказывались несовместимыми с учением шастр [Дерретт и др., 1976, с. 17, 57, 111]. Сформулированные в дхарма-шастрах взгляды брахманов на мир можно рассматривать как ритуальную модель Вселенной, выраженную в социальных категориях. Вселенная есть манифестация Брахмы, или совокупность упорядоченного времени и пространства. Согласно органической модели, в начале времен общество было создано Брахмой: из частей его собственного тела появились четыре варны. В рамках этой структуры брахманы отыскивали и формулировали скрытые пружины человеческого поведения. По существу, они размышляли над человеческими инстинктами. Они были великими знатоками ритуала и без них точно так же не обходятся сегодня, по крайней мере в моменты наиболее важных обрядов перехода (т.е. самскара), как не обходятся без västusäntipüjä при открытии новой фабрики.
В эпосе и пуранах брахманами собрана и переработана часть колоссальной по объему устной литературы. Они отразили народную веру в существование Золотого века истины (satyayuga) — эры чудесных подвигов героев и богов и разделили время на четыре циклические эпохи. Согласно пуранам, боги жили на небесах, но иногда, если что-то угрожало дхарме, Вишну спускался на землю в виде очередной аватары, чтобы ее восстановить. Правители не обожествлялись в такой степени, как в народных верованиях, скорее они выполняли функции богов. Совершенно чуждой эпосу и пуранам (которые тоже есть часть смрити) была идея легкодоступное бога человеку, его присутствие «здесь и сейчас». Боги, являвшиеся частью Вселенной, созданной Брахмой, утрачивали свою первостепенную важность во время ведийского жертвоприношения ритуала шраута; они были подчинены самому ритуальному акту как таковому. Когда получили распространение мурти (скульптурные изображения божества), бог, представленный в виде мурти, не воспринимался в качестве видимой и осязаемой его манифестации, как это было в народных верованиях, но как утверждает комментатор к «Пурвамиманса-сутре» Шабара, па lokavat iha bhavitavyam, iha pujyamäna pujä pradhänam (IX. 1,9 [Зонтхаймер, 1964, с. 50]) — «самое главное в ритуале — почитание почитаемых». Это соответствует представлению о брахманах как о высших богах (Законы Ману IX.317-19: daivatam pararmam) на земле и о том, что, строго говоря, они не должны служить в качестве девалака (devalaka), т.е. храмовых жрецов (Законы Ману IX. 152).
Автор: Г.-Д. Зонтхаймер